Феодосия стала участницей морского крестного хода
Газета «Победа»
В минувшую субботу, 9 сентября, Феодосия стала участницей морского крестного хода, которые четвёртый год проводит в Крыму организация «Православный Санкт-Петербург».
Стоя у входа в порт на набережной Десантников, мы переговариваемся, что море сегодня невероятно красиво. Замечено — столь нежный светло-голубой атлас природа расстилает на заливе в бархатный сезон. В такие дни всё вокруг словно лучится благодатью.
Пресс-конференция с организаторами морского крестного хода начинается необычно, на яхте «Мэри-2». С её борта город выглядит великолепно. Действительно — богом данные места.
С иконы, укреплённой на корме, смотрит на Феодосию святой благоверный князь Александр Невский. Его светлый образ окропляли брызги разных морей.
— Эта икона путешествует с нами шесть лет. Она была во всех храмах Александра Невского на Балтике — в Хельсинки, Таллинне, Риге, Копенгагене, Лиепае. Была в храме Святой Софии в Стамбуле и два раза на Афоне. Мы возили её в Италию, в Бари, к мощам святителя Николая, в Португалию, Испанию, Грецию, — поясняет председатель общественной организации «Православный Санкт-Петербург» Сергей Васильев.Вот уже шесть лет по благословению Патриарха Кирилла они проводят с этой иконой морские крестные ходы. По Балтике икона путешествовала на яхте «Мэри-1», в Крыму «пересела» на «Мэри-2».
— Крестные морские ходы — древняя традиция. На всех православных кораблях были домовые храмы и, конечно, иконы. Первый крестный ход по морю совершил князь Владимир, когда в 988 году крестился на вашей земле, в Херсонесе, — добавляет помощник наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария Сергей Шаров.Сергей Николаевич — руководитель программы «Александр Невский — имя России», которую благословил Патриарх. В рамках этой программы с 2014 года морские крестные ходы проходят и у нас в Крыму.
— С князем Владимиром из Византии на кораблях шли священники со святынями, а отсюда крестный ход пошёл дальше по суше. Идея нашего хода связана с реконструкцией этого события, — продолжает Сергей Шаров. — До этого мы ходили по храмам Александра Невского в Европе, а с возвращением Крыма в Россию нас благословили идти сюда с иконами и мощами и пронести их по всем церквям. У вас только на побережье пять храмов Александра Невского. В Феодосии тоже был большой собор. Тогда, в первом крестном ходе, мы установили на том месте крест. Сейчас там, смотрю, небольшая часовенка.Наша пресс-конференция на яхте проходит в обед. Утром из Казанского собора Феодосии православные прошли с иконами, привезёнными петербуржцами, к тому месту в Морсаду, где стоял величественный храм. Вместе с образом святого благоверного князя верующие несли икону «Неупиваемая чаша».
— На этот раз мы несём идею трезвости, потому что на самом деле русское богатырство и Александр Невский неизменно были трезвенниками. Предания о том, что на Руси любили пить, — выдумки провокаторов, — говорит наш собеседник.С каждой минутой экипаж яхты удивляет всё больше и больше. Председатель организации «Православный Санкт-Петербург» Сергей Васильев, чем-то похожий на Дон-Кихота в исполнении Николая Черкасова, — директор петербургского завода «АТИ». Это старейшее в своей отрасли предприятие выпускает тормозные и фрикционные изделия, уплотнительные, теплоизоляционные, электроизоляционные и конструкционные материалы. А столь же интеллигентный участник морского крестного хода, трезвенник в пятом поколении Андрей Нечаев — коммерческий директор «АТИ». Предприятие, кстати, выиграло тендер на поставку продукции нашему заводу «Море», и вечером Андрея Александровича ожидают переговоры с его руководством.
— Сергей Евгеньевич Васильев со своей командой возродили завод. Там полностью трезвое руководство. Есть оздоровительный центр, бассейн, православный театр. Они первыми построили при заводе домовый храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». Сейчас существует уже около 300 престолов, но это — первый в мире храм этой иконы. Благодаря успешной деятельности завода появилась и эта яхта, — знакомит нас с единомышленниками Сергей Шаров.Сергей Васильев, которого мы про себя окрестили Дон-Кихотом, — не только директор «АТИ», но и ктитор, то есть основатель и содержатель домового храма при заводе.
— Настоятель нашего храма — батюшка Иоанн Миронов. Старше его среди служащих настоятелей в России нет, ему 91 год. В этом году он приезжал в Крым, многие ездили к нему окормляться, — говорит Сергей Евгеньевич.Батюшка Иоанн озаряет всех приходящих такой ласковой улыбкой, что его называют «Наше солнышко». Возглавляемая Сергеем Васильевым организация «Православный Санкт-Петербург» — лидер нынешнего трезвеннического движения в России.
— Это наша форма жизни, — коротко бросает директор, который 30 лет вообще не употребляет спиртного.Сергей Шаров присоединился к движению потому, что по вине нетрезвого родителя погиб его отец.
— Сам не пей и другим проповедуй, — напутствовал его духовник.
— Считают, что трезвенники — это бывшие пьяницы и зануды, — вступает в беседу коммерческий директор завода, лидер движения «Трезвый фронт» Андрей Нечаев.
Все дружно улыбаемся, потому что с занудами наши гостеприимные собеседники ничего общего не имеют. За столом — такая атмосфера, что мы даже не замечаем, что уже давно отчалили от порта и плывём по заливу. Беседа за хорошим кофе продолжается уже больше двух часов! Петербуржцы рассказывают, как весело отмечают праздники без спиртного, а первого января проводят крестный ход за трезвый образ жизни. Люди подражают примерам. Они как раз-таки являют пример трезвенников, которые живут полноценной жизнью.
— До революции в Санкт-Петербурге были огромные крестные ходы в поддержку трезвенничества, выходила масса книг, — знакомит с традициями нас, феодосийцев, Сергей Васильев.Дело православного трезвения продолжил в наши дни его учитель, бессребреник и подвижник Владимир Алексеевич Михайлов, первый в истории председатель Всероссийского общества трезвости.
— Православное издательство и радио Санкт-Петербурга — всё создано им. — Он тысячи людей отрезвлял и приводил в церковь. Объехал Владивосток, Камчатку, Украину, Белоруссию. Всё раздавал людям, никаких ценностей после себя не оставил, — отмечает его признательный последователь.Экипаж яхты отмечает, что трезвение страны — не просто борьба с пьянством, но и возврат к истинным приоритетам русского народа, среди которых деньги и накопительство не играли главной роли.
Между тем «Мэри-2» держит курс к устью Байбуги, как попросил участвующий в пресс-конференции замглавы администрации Феодосии Игорь Гончаренко. Он рассказывает гостям о проекте православной часовни во имя святого праведного воина Фёдора Ушакова, сооружение которой затеял знаменитый путешественник Фёдор Конюхов.
— Первое, что нужно строить — это часовни. Правильный подход. Если поставите часовню, всё вокруг заживёт, — отзывается Сергей Васильев. — А свой центр назовите школой капитанов. Мы знаем, что ребят это название привлекает.По словам Игоря Гончаренко, вместе с парусной православной школой в устье Байбуги должна появиться площадь с несколькими часовнями и первым музеем Конюхова.
Выясняется, что у петербуржцев тоже есть совместный проект с Фёдором Конюховым, открывающим детские парусные школы по всей стране. В будущем году их пригласили возглавить совместный поход севастопольской детской флотилии и Фёдора Конюхова. Тут же рождается идея зайти в Феодосию для популяризации будущей школы.
Идей за эту пресс-конференцию появляется много. Их с гостями обсуждают замглавы администрации и начальник сектора по вопросам межнациональных отношений Игорь Барункин. Петербуржцы называют Игоря Барункина ангелом-хранителем и благодарят за помощь в организации крестного хода и пресс-конференции. Три часа пролетают как один миг. Перед тем как пришвартоваться у причальной стенки порта, мы фотографируем участников морского крестного хода на носу яхты и совершаем небольшую прогулку по её каютам. В яхтенной библиотеке — не только православная литература, но и, к примеру, академические издания античных авторов.
— Господь по своей милости воздвигал на моём пути удивительных людей, которые Светония читали на латыни. Я всю жизнь собирал библиотеку, — отвечает на наши расспросы Васильев.Его любимый автор — Фёдор Достоевский, которого он характеризует как святого благочестивого подвижника.
На прощание замечаем Сергею Евгеньевичу, что красные буквы «СССР» на его элегантной чёрной футболке вызовут восторг у немалой части Феодосии, где проживает золотой фонд специалистов советского ВПК.
— В СССР труд был впервые в мире поднят на поистине евангельскую высоту. Все, кто родился тогда, воспитывались на евангельских истинах не бить лежачего, почитать родителей, помогать ближним. Это же христианство, когда незнакомый человек тебе помогает. Если во дворе купили велосипед, все говорили: у нас во дворе велосипед. Это и есть христианские истины в миру, — горячо отозвался Сергей Евгеньевич.Стало окончательно ясно, почему этот интеллигентный, умный, сильный православный человек изображён на открытках в кителе Сталина. Экипаж яхты вручил нам диски о своём морском крестном ходе, журнал «Православный летописец» и газету «Православный Санкт-Петербург». Содержание трёхчасовой беседы, конечно же, не уместилось в репортаж. О том, как «дон кихоты» из Санкт-Петербурга борются за трезвение России, читайте в рубрике «Азбука веры».