Феотудэй

В зоне риска — дети

Газета «Победа»

Распространенные зоны риска

Самые распространенные зоны риска феодосийских подростков и их особенности определил дипломированный психолог, журналист, бизнес-тренер, руководитель Центра психологической адаптации Сергей Олегович Кросовский.

Для того чтобы составить портрет среднестатистического феодосийского подростка, был проведён соцопрос среди детей 13–16 лет. Для проведения социального среза были выбраны школы № 1, 2, 5, 9, 13, 17, 19.

Сергей Кросовский, руководитель Центра психологической адаптации

Опросом было охвачено 623 учащихся восьмых, девятых и десятых классов. Ребятам на анонимной основе было предложено ответить на вопросы, касающиеся взаимоотношений со взрослыми (родителями, учителями), общей оценки микроклимата в семье и школе, способов времяпровождения.

Результаты нас удивили. Оказывается, лишь у 59% респондентов хорошие отношения с родителями; ещё 20% считают, что они нормально общаются с родителями, правда до поры, пока те не начинают вмешиваться в их жизнь. По этой группе ребят мы, психологи, делаем вывод, что в их отношениях с родителями отсутствуют глубина и доверие.  

Сергей Кросовский, руководитель Центра психологической адаптации

Среди опрошенных подростков обнаружились и такие дети, которые находятся в сложных отношениях с родителями. Их 15,5% от общего числа детей, принявших участие в исследовании.

Наверняка в их семьях нередка брань, психологическое, а может и физическое давление, отсутствует взаимоуважение. Подростки из этой группы халатно относятся к учебе.

Сергей Кросовский, руководитель Центра психологической адаптации

К основной же группе риска от отнёс чуть больше 5% подростков, представители которой легко могут попасть под негативное влияние. У этой группы крайне сложные и нестабильные отношения с родителями. Нет доверия к старшим. Скорее всего, присутствует замкнутость, разочарование в жизни и недоверие к окружающим. Примерно столько же детей отметили, что и с учителями у них, мягко говоря, натянутые отношения.

Распространенные виды времяпровождения

Для полноты психологического портрета подросткового населения нашего города были изучены и его излюбленные виды времяпровождения. Оказалось, что большинство опрошенных (61%) постоянно находится в окружении людей, большая часть из которых предпочитает живое общение (37,6%), а остальные (23,4%) посещают секции или кружки. Можно сказать, что эта часть аудитории наиболее социально адаптирована и смотрит на окружающий мир больше с любопытством, чем с опаской.

Что касается домоседов, — их 38% от общего числа. Можно сказать, что они потенциально являются мишенью суицидальных сообществ, особенно те, кто ответил: «Сижу дома. Люблю пообщаться в социальных сетях, и не только», а это 18,6%.

Школьный микроклимат и его оценка подростками

Исследование показало, что лишь 18% опрошенных говорят, что ходят в школу с удовольствием. Остальные 82% «переживают» пребывание в школе за счет активного общения со сверстниками или нахождения в собственном личном пространстве, куда допускаются только избранные люди. То есть почти треть феодосийских подростков в возрасте от 13 до 16 лет испытывают проблемы в общении как с учителями, так и с другими детьми. 

Они находятся в зоне риска, который, как правило, носит комплексный характер: эти дети не очень прилежны в учебе, по сравнению с дисциплинированными школьниками реже завтракают, реже используют ремень безопасности, больше курят, чаще бывают пьяными, раньше начинают половую жизнь, реже чувствуют себя здоровыми, замыкаются в себе и большую часть общения переводят в интерактивную область.

Часто именно эти дети становятся мишенями для создателей так называемых «сетей смерти», которые, словно пауки, заманивают в них несовершеннолетних, внушают им пагубные мысли. Поэтому, для того чтобы снизить риски для этой группы подростков, нужно действовать сразу во всех направлениях: разговаривать, объяснять, менять среду, консультироваться со специалистами, ограничивать, поощрять, мотивировать, направлять. 

Взрослым же (учителям и родителям), чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, следует меняться самим, узнавать больше об интересах подростка, стремиться быть более компетентными и авторитетными в его глазах. А главное — нужно любить его, уважать в нём личность и считаться с нею, и понимать, поддерживать его, сохранять контакт и взаимное доверие. Для этого взрослым, особенно родителям, нужно жить в ногу со временем, чтобы дети не считали их отсталыми. Следует строить свои отношения с собственными детьми на дружеской основе, а отнюдь не на тоталитарной.

Выявить ребят, нуждающихся вместе с их родителями в экстренной помощи психолога, помогут учителя. И тогда, с помощью бесед и тренингов, медленно, но настойчиво можно будет исправить ситуацию — вернуть «заблудившихся» в пространстве и времени подростков в социум.

Первые шаги в этом направлении были сделаны: на днях был проведён тренинг для взрослых и детей на тему: «Навстречу друг другу», где взрослые учились слышать и понимать своих детей, а те, в свою очередь, — доверять им.

14:10