Феотудэй

Новый экспонат в ИПЦ «Феостория» — Milestone* правления Екатерины II

Екатерининская миля

Екатерининская миля — замечательный памятник эпохи присоединения крымского полуострова к территории Российской Империи периода царствования Екатерины II. Мили были установлены по пути следования императрицы из Санкт-Петербурга в покоренное Крымское ханство и на территории последнего.

К установке этих дорожных указателей приступили заблаговременно. Об этом известно из текста переписки между правителем Таврической области Каховским и фаворитом императрицы — Светлейшим Князем Потемкиным. Замысел по установке «вёрст и миль» возник в 1784 г. и через некоторое время был реализован.

Мили от Бериславля к Перекопу, от Севастополя через Бахчисарай, Акмечеть (совр. Симферополь), Карасубазар (совр. Белогорск) до Феодосии все отделаны, а в апреле месяце и от Перекопа до Акмечети сделаны будут. Верст от Бериславля к Перекопу построено 60, от Перекопа к Акмечети 38, от Акмечети к Севастополю все 66, кои при наступлении теплых дней по своим местам поставлены будут; к отделке же остальных прилагается старание». [март 1785 г. В.В. Каховский]

Строительством дорог и непосредственной установкой милевых столбов, занимались военные: казаки и солдаты разных пехотных полков, в том числе рядовые Албанской команды, находившиеся в Балаклаве. Руководили работами секунд-майор Гриднев, капитан Боярский, поручик Галич и др. Нижние чины получали за работу в день 5 коп, частные же подрядчики брали за сооружение и установку мили 14 руб, версты — 3–5 руб. Камень для верст ломали в деревнях Сюрень, Кемельчи и др. Шел в дело и камень от старых фундаментов заброшенных домов и из других сооружений.

Неразгаданные тайны

Однако и сам проект колонн, и его автор остаются пока в числе неразгаданных тайн. Так же как и их точное количество. Известно лишь, что все работы по их сооружению закончили за год до начала турне в 1786 г. 

По одной из версий, «дизайном» миль занимался архитектор Иван Старов, который известен как талантливый зодчий, создавший дворцы и соборы в Санкт-Петербурге, а также Екатерининский собор в Херсоне и Потемкинский дворец в Екатеринославле (Днепропетровске). В 1786 — 1790 гг. 

Старов работал на юге Российской империи, по заказу Григория Потемкина в том числе. Вполне возможно, что именно его и попросил светлейший князь заняться дорожными знаками. Однако документов, подтверждающих или опровергающих эту теорию, пока не обнаружено.

Ни слова не найдено в письменных источниках и о реакции самой императрицы на архитектурное украшение крымских дорог в ее честь. Зато их отмечали многие путешественники, побывавшие в Тавриде позже. 

На всех главных дорогах каждая верста обозначена треугольным обелиском, высеченным в тесаном камне, а каждая десятая верста — милевым столбом в виде красивой круглой колонны, увенчанной родом восьмиугольной капители с округленной вершиной. Эти прочные знаки делают совершенно излишними вновь поставленные для обозначения верст деревянные столбы.

Петр ПалласПроезжая по пути царского кортежа, спустя семь лет

Меры по сохранности милевых и верстовых столбов предпринимались еще в период подготовки ко встрече императрицы. Так еще в начале 1785 г., за два года до императорского турне, комендант Перекопской крепости полковник Фок издал особое распоряжение, чтобы «обыватели из злости какой или невежества не портили дорожных знаков». 

Однако это не уберегло их в последующие годы от природных разрушений и действий «несознательных» граждан. Уже к 1830-м годам количество миль сократилось до 13!, а до сегодняшних дней сохранилось всего пять крымских миль (верст не осталось вовсе). Наиболее уцелевшая миля и являющая любопытствующим свой оригинальный внешний вид, находится в Бахчисарае, рядом с ханским дворцом. 

В 1818 г. бахчисарайская миля обзавелась памятными табличками. Текст на одной выполнен на русском языке, на второй — на арабском: «Благородной памяти Императрица Екатерина II изволила быть в Бахчисарае в 1787 году мая 14».

*Milestone — значимый, ключевой момент, дорожный указатель расстояния между населенными пунктами.