И в нашу гавань заходили корабли... Подробности крушения сухогруза БЕРГ у берегов Феодосии
Газета «Победа»
Экипаж сухогруза, следовавшего из Азовского моря в Турцию с грузом три тысячи тонн отрубей, находясь в Черном море, обнаружил поступление воды в носовые балластные танки и подал сигнал бедствия. Экипаж турецкого судна, следовавший из Азовского моря в Турцию под молдавским флагом, состоял из азербайджанцев и украинцев.
Что либо понять в этой «гремучей смеси» непросто, ясно одно — сухогруз повредил борт и был вынужден обратиться за помощью в Феодосийский порт. Далее хроника событий воссоздана из сообщений информационных агентств, из сообщений различных служб, решений экстренных заседаний, рассказов очевидцев и собственных наблюдений.
Та ночь для многих оказалась бессонной. Главную роль играл фактор времени. Медлить было нельзя. Надо было в кратчайшие сроки спасти людей и выяснить — что с судном. Портовый катер вышел в море, чтобы снять экипаж. Измученные и замерзшие люди дождались спасения и, после того как «Берг» стал на якорь, все 12 членов экипажа были эвакуированы на берег. Никто из экипажа, слава Богу, не пострадал, и моряки были размещены в феодосийской гостинице.
А в это время руководитель керченской фирмы ООО «Аскет Шиппинг Азов» Мария Филатова, работающая с иностранным судовладельцем, вышла на директора феодосийской фирмы ООО «Кафа-Сервис» Валерия Дуцеловича, также имеющего соответствующую лицензию. В кратчайшее время, благодаря двум фирмам, взявшим на себя все расходы, были найдены топливо и всё необходимое, чтобы к судну могли пробиться водолазы, обследовать его и попытаться устранить течь.
Максимальное содействие оказывал первый заместитель начальника порта Виктор Торганов. Бригада водолазов под руководством керчанина Александра Жидкова при волне в 2,5 метра, в нарушение всех норм и правил техники безопасности, рискуя жизнью, смогла ночью опуститься под воду и обследовать борт.
Был определен характер повреждений — три пробоины в корпусе ниже ватерлинии — и приблизительно рассчитано, сколько еще времени судно может оставаться на плаву. Всю ночь на связи с готовностью оказать любую посильную помощь был первый заместитель главы администрации Феодосия Игорь Заикин,.
Валерий ДуцеловичРуководитель ООО «Кафа-Сервис»
Приблизительно до девяти часов утра пятницы, 2-го февраля, состояние судна было стабильным, но затем визуально зафиксировано увеличение дифферента на корму, свидетельствующее о поступлении воды в машинное отделение и кормовые помещения.
На экстренно созванном заседании феодосийской комиссии по чрезвычайным ситуациям было принято решение о немедленной буксировке «Берга» в район щитовой станции Феодосии для выброса на мель в закрытой бухте, расположенной на удалении от пляжных зон и туристических объектов. Это также надо было делать максимально быстро, пока судно, уже начавшее погружаться, не затонуло.
По согласованию с командующим Черноморским флотом для буксировки были задействованы два буксира Черноморского флота. Экипажем буксира РБ-44 была отдана якорь-цепь аварийного судна, затем оно было отбуксировано на мелководье в район заградительной станции близ южного берега Феодосийской бухты.
В 15:40 «Берг» был посажен на мель в районе Доковой башни — примерно в сотне метров от берега.
Операция была осуществлена своевременно, к моменту доставки в указанную точку кормовая часть судна погрузилась по шлюпочную палубу. В танках аварийного судна находится около 50 тонн дизтоплива. Поступления нефтесодержащих и других загрязняющих веществ в водную среду нет.
Пресс-служба Росморречфлота
С берега за разворачивающимися событиями наблюдали журналисты «Победы», первыми зафиксировавшие посаженный на мель сухогруз. Вслед за ними на место прибыл оператор Крымского кабельного канала. Еще через несколько минут подъехали сотрудники полиции, а затем — съемочная группа ТВЦ. Еще бы, сенсация местного масштаба!
Телевизионщики снимали, как сотрудники феодосийского порта на буксире «Бриз-Юг» приступили к установке плавучей боны, призванной предотвратить возможный разлив топлива. Подтянулись и местные жители, с интересом разглядывая, как полузатонувшее судно возле рыбколхоза «Волна революции» омывается этой самой революционной волной...
На следующий день, 3 февраля, к 12:00 была выставлена первая цепь боновых заграждений протяженностью около 250 метров в форме подковы, отделяющей аварийное судно от акватории залива. Из Новороссийска вышли морской буксир «Пенай» с насосным оборудованием и водолазное судно «Водолаз 14» Морспасслужбы Росморречфлота со специальным оборудованием для проведения работ по предотвращению загрязнения окружающей среды. В воскресенье, 4 февраля, было принято решение по откачке топлива с аварийного судна.
Вчера, 5 февраля, аппаратное совещание в администрации Феодосии началось с того, что глава округа Владимир Титаренко и руководитель администрации города Сергей Фомич, отметив слаженность действий всех служб, поблагодарили тех, кто в течение трех суток работал над предотвращением ЧП и, по сути, спас наш Феодосийский залив.
Остается добавить, что турецкому судовладельцу еще в пятницу было направлено предложение заключить договор о спасании имущества, проведении обследования корпуса, заделке пробоин, герметизации судна, откачке воды. До середины вчерашнего дня ответом на это предложение было молчание.
Утром 5-го февраля, Валерий Дуцелович пояснил, что, как показывает международная практика, в подобных случаях (а застрахованному сухогрузу более 40 лет) судовладелец не заморачивается дальнейшей судьбой судна. Не исключено, что, после проведения всех необходимых работ, оно останется у берегов Феодосии и будет разрезано на металлолом.
Однако, как стало известно, в ближайшие два дня турецкий судовладелец прибудет в Феодосию и здесь, на месте, будет принимать решение о дальнейших действиях.