Феотудэй

Славянский праздник «Осенние Деды» или Хэллоуин?

Предлагаю заглянуть на несколько тысячелетий назад…

В эпоху дохристианства, территории современной Англии и Ирландии, а также север Франции были населены кельтами. Кельтский год состоял из 2 частей — зимы и лета. В качестве верховного бога кельты чтили бога Солнца. По преданию, он в течение зимы находился в плену у повелителя мертвых — Самхэйна (Самайна). Именно 31 октября (по нашему календарю, естественно), кельты отмечали свой самый главный праздник, который назывался Самхэйн. Празднику придавалось большое значение, так как он означал конец сбора урожая и являлся символом конца года старого и начала года нового.

Кроме того, Самхэйн — это ворота в зиму. Кельты, будучи язычниками, верили в возрождение жизни из смерти. По кельтским легендам, белая пустыня, где живет Самхэйн, необычайно красива. Согласно легенде, в эту ночь Самхэйн открывает ворота в прошлое и будущее.

. В VII веке во времена христинизации Папа Бонифаций IV утвердил 1 ноября - День Всех Святых, желая отвлечь европейцев от языческих обычаев. Позже 2 ноября стало Днем Душ – когда поминали всех умерших. Однако традиции сохранились в народной памяти, и победить их до конце так и не удалось. (ред.)Предшествующая празднику ночь в средневековом английском языке именовалась All Hallows Even (Вечер всех святых). В сокращении — Hallowe’en. И совсем кратко - Halloween.

Стремилась ли христианская церковь к возрождению праздника язычников? Скорее всего, преследовалась цель искоренения кельтских традиций, однако совпадение дат привело к обратному эффекту. Праздник не только выжил, но и плотно сплотился в сознании людей с церковным празднованием Дня всех святых.

А что же у наших предков славян? Действительно ли он нам чужд?Оказывается,что после окончания сбора урожая наши предки отмечали Дидовы дни. Это дни поминовения своих родных, наших общих славянских Предков, Пращуров.  Деды – души (духи) Предков, улетевших в Ирий. Об умершем говорили, что он «пошел до дедов» или «гуляет с дедами». Но в отличии от других поминальных дней он отмечается дома с родными, а не на погосте. На стол ставится разные яства и обязательно большая тарелка с угощением для предков, а на подоконник-зажженная свеча. Она указывает (как маяк) путь душам, которые готовы прийти к вам и помочь. В это время граница между миром духов и миром людей становится тонкой и духи могут проникать в наш мир. А в ночь с 30-31 октября уже открываются Врата между Мирами. Так же на улицу выставляется тарелка с угощением для душ умерших, кого забыли, чей род пресёкся, кого некому помянуть. Пусть они помянут Вас добрым словом где-то там, в своих мирах. К столу звали словами :" Предки наши! Идите к нам ужинать. Идите сами, и ведите с собой малых детушек, и тех, кому не к кому идти!"За трапезой вспоминали лучшее о своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордится не одно поколение этого рода. Говорили только о Дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминали их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела.По окончании трапезы говорили:" Деды родные, ели, пили, теперь к себе идите, с собой заберите(говорили какую-то проблему,от которой вы хотите избавиться)".  Еду с тарелки отдавали птичкам.Но  наши предки считали, что вместе с умершими в наш мир могут проникнуть духи. Именно поэтому люди одевались так же, как эти существа, и ходили по домам, прося еду для умиротворения нечистой силы.Русская православная церковь негативно относится к празднику. Ее поддерживает ряд чиновников.По словам зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, "Ритуалы, связанные с этим днем, с детства приучают людей к тому, что нужно отдавать злу какую-то дань, примиряться с ним, даже сотрудничать — вместо того, чтобы бороться со злом и решительно отвергать его, как учит Русская Православная Церковь".Чиновники слишком серьезно относятся к этому празднику.В ряде регионов был наложен запрет на празднования Хэллоувина в госучреждениях . Однако для большинства молодежи-это просто веселый праздник Осени.
00:50