Предъюбилейные чудеса: живая вода в доме Айвазовского
Газета «Победа»
В воскресенье утром на первом этаже виллы Айвазовских послышались шум волн, крики чаек, многоголосый говор Стамбула. Молнии рассекали пространство, волны выходили из берегов и накатывали на зрителей со всех сторон, ни разу их, однако, не намочив.
Это был 40-минутный сеанс возвышения, очищения, оздоровления. Катарсиса, как называли подобное в античной философии. Восторг от морских пейзажей, восхищение мастерством живописца, сопереживание людям на обломках судна в хаосе урагана поднимали над буднями, примиряли с утратами, наполняли благодарностью Творцу за столь прекрасный могучий мир.
В год 200-летия Айвазовского крупнейший проекционный музей России, чьи выставки посвящены многим живописцам мира, не мог не охватить творчество Айвазовского.
— Проект родился в Люмьер-холле. Они делают цикл о художниках и, когда работали над выставкой Айвазовского, обратились к нам, чтобы отснять картины в цифровом формате, получить ряд материалов и консультаций. Сотрудничество оказалось очень плодотворным. В итоге получилось то, чего мы никогда не видели. Это не документальный фильм, не слайд-шоу, не выставка, не концерт, а — средоточие всего. Я знакома практически со всеми их проектами о художниках. Об Айвазовском, на мой взгляд, — самый удачный, — рассказала «Победе» директор картинной галереи Татьяна Гайдук.На афишах выставка названа виртуальной. Другое название подобрать сложно, но даже оно не отражает во всей полноте того, что видит зритель. С одной стороны, на экранах по всему периметру зала на самом деле показывают виртуальную реальность — компьютерную модель действительности.
С другой, эта действительность — не плод воображения или магии компьютерных технологий, а — существующая в жизни морская стихия, гениально запечатленная Айвазовским и оживленная современными техническими приёмами. Скорее, подарок Люмьер-холла Феодосии к юбилею маэстро правильней назвать шоу с современными эффектами.
В нём отражены детство художника, его учеба в Петербурге, путешествия, зрелый период. Стремительно меняющиеся картины и фразы лаконичны и точны.
Высказывания подобраны так, что явственно ощущаешь присутствие Айвазовского, его взаимоотношения с миром. «Живопись – лишь слабое подражание природе», — смиренно говорит он, достигший в подражании несравненных высот. И абсолютно уместно признание, что он считал себя русским по духу, понимая под этим любовь русской души к каждой травинке, каждому всплеску волны как к проявлению божественного замысла.
Айвазовский стал первым русским художником, выставленным в Лувре.Шоу проходит в лекционном зале галереи, преображенном в мини-Люмьер-холл.
— Безусловно, наши возможности гораздо скромнее. У них зал несравнимо больше, и проекция идет даже на пол. Когда под ногами плещутся волны, это потрясающе, — поделилась Татьяна Викторовна.Галерейные залы, ждущие капремонта, Люмьер-холл самостоятельно обтянул экранами. Так что пространство выглядит очень достойно и даже немного таинственно.
— Мы благодарны коллегам из Санкт-Петербурга за такой подарок. Удивительно, какие замечательные порой возникают контакты, — с удовлетворением отметила директор галереи.Контакты просто так не возникают. По выставке-шоу заметно, как у петербуржцев и феодосийцев совпало главное — понимание глубины творчества художника.
Айвазовский создавал не просто пейзажи моря. Он вырывал нас из мещанского уюта, заставляя думать, для чего этот мир и человек в нём? Горстка людей на обломках мачты посреди гигантских волн. Бескрайняя лазурь штиля. Бой кораблей и бесстрашие моряков. Холодный отсвет лунной дорожки на непроницаемо чёрной воде.
Удивителен мир в его проявлениях. Удивителен человек, которому, по словам одного из физиков, определена роль гармонизации Вселенной. Айвазовский всем своим творчеством говорит нам об этом. А Люмьер-холл сделал так, чтобы мы его лучше услышали. Когда новые технологии обращаются к чувствам и мыслям человека, а не разрушают его, мы — двумя руками за них!
— До чего хорошо! Живая вода, прекрасная музыка, — отозвалась после первого сеанса-презентации администратор известного московского камерного оркестра «Musica Viva» Серафима Ульянова. — Настолько изумительно, что я бы написала отзыв. Много лет приезжаю в Феодосию плавать в море, дышать сказочным воздухом и, конечно же, к Айвазовскому. Моя дочь с детства влюбилась в ваш город, и диплом в ипполитовском училище сделала по Скрябину и Айвазовскому. Подобрала видеоряд из марин под сонату-фантазию Скрябина номер два, где он отобразил впечатления от морской стихии. Педагоги тут ж кинулись переписывать.Серафима Александровна отметила, что выставка живых картин создает особую, юбилейную атмосферу, и поблагодарила создателей за такой сюрприз.
Напомним, проекционное шоу — дар горожанам и гостям Люмьер-холла и дома-галереи художника. Вход на него — бесплатный. В воскресенье, 23 июля, показы начались раньше, а с этого понедельника сеансы проходят с 12 часов. Всего их — четыре, так что отсчитывайте 40 минут и попадайте к началу очередного показа.
С живой водой Айвазовского можно встречаться до октября во все дни недели, кроме среды. Вход — там, где когда-то была выставка восковых фигур.