Феотудэй

Страховщики пугают подорожанием ОСАГО

Битва за коэффициенты

Изменений было так много, что законодатели не рискнули выпускать джинна из бутылки. Очевидно, что поправки вызвали бы рост стоимости ОСАГО, и это признали даже в Минфине. При этом в большом количестве факторов было бы сложно определить степень воздействия каждого на итоговую цену, что исключало возможность эффективной балансировки системы.

Тогда депутаты от всех фракций во главе с председателем думского Комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым

разработали и внесли в Госдуму компромиссный вариант проекта закона, исключив из него предложения, вокруг которых развернулись самые сильные споры. Так, они отказались от увеличения страховых выплат за причинение вреда жизни или здоровью, а также сохранили коэффициенты по территории и мощности, чтобы не расширять тарифный коридор.Законопроект ещё не рассматривался даже в первом чтении, а в СМИ со ссылкой на страховщиков прошла информация, что ко второму чтению коэффициент мощности всё же будет исключён из документа. Соответственно страховщики получат компенсацию в виде расширения тарифного коридора на 30 процентов вверх и вниз.С опровержением информации о росте тарифов ОСАГО сразу же выступил автор законопроекта Анатолий Аксаков. Он отметил, что максимум возможна их индексация на уровень инфляции, а это около четырёх процентов.Глава думского Комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) назвал ажиотаж в СМИ информационным вбросом. «Этот вброс дезавуирует идеологию нового законопроекта. Лично я сомневаюсь, что так произойдёт», — сказал он, добавив, что это работа лоббистского сообщества.

Дискуссия продолжится

Несмотря на более сдержанный вариант законопроекта о либерализации ОСАГО, депутаты при этом не отказываются от вектора в сторону индивидуализации тарифов.

Документ, к примеру, предполагает повышение тарифов автогражданки для юрлиц. По словам Анатолия Аксакова, в отличие от частников предприниматели более интенсивно используют свои авто и чаще попадают в ДТП. В свою очередь, стоимость страховки для обычного гражданина будет тоже варьироваться в зависимости от степени угрозы, которую он представляет на дороге.В частности, значения базовых ставок будут меняться в зависимости от факторов, существенно влияющих на вероятность совершения страхователем ДТП. В качестве таких факторов может учитываться неоднократное

в течение года привлечение водителя к административной ответственности за проезд на красный или запрещающий жест регулировщика, превышение скорости на 60 км/ч, выезд на встречку или вождение в состоянии опьянения. При этом нарушения, зафиксированные на дорожную камеру, не учитываются.«Таким образом, дисциплинированные водители будут платить меньше, а лихачи — больше», — заявил автор проекта закона.

В Правительстве вынужденно согласились с депутатами, но отметили, что это только первый раунд схватки.

«Правительственный законопроект мне нравится больше, — признался в ходе парламентских слушаний 5 декабря замглавы Минфина Алексей Моисеев. — Но мы, безусловно, поддержим альтернативный проект, потому что это позволит двигаться вперёд».

А зампред Банка России Владимир Чистюхин прямо предупредил, что, несмотря на поддержку документа, дискуссия по реформе ОСАГО не окончена и не закрыта.«Надеюсь, в дальнейшем, в рамках, может быть, другого законопроекта, мы примем решение, которое позволит не зависеть от коэффициентов по территории и мощности, а также дать возможность гражданам получить большую защиту при покрытии ущерба жизни и здоровью, полученного в ДТП», — подчеркнул он.

Отказники становятся проблемой

По официальным данным страховщиков, в 2018 году было заключено 39,9 миллиона договоров ОСАГО. При этом число зарегистрированных транспортных средств равнялось 60,6 миллиона единиц.Общественники и правозащитники предупреждают, что если бесконечно менять правила игры и повышать стоимость ОСАГО, люди просто перестанут покупать страховку. Координатор «Синих ведёрок» Пётр Шкуматов привёл любопытные данные исследования по Москве. Из 2579 автомобилей, которые попали в объектив камеры общественников и были проверены по базе страховщиков, 520 машин не имели полисов ОСАГО. Это чуть более 20 процентов. При этом из ста автомобилей с разрешением на работу в такси половина без полиса.

39,9 миллиона договоров ОСАГО было заключено в 2018 году. При этом число зарегистрированных транспортных средств равнялось 60,6 миллиона единиц.

«Добропорядочные граждане сегодня вынуждены покупать более дорогой полис КАСКО, чтобы защитить себя от тех, кто ездит без автогражданки», — констатировал он.

По мнению Владимира Чистюхина, рецепт борьбы с «отказниками» прост: "камеры и штрафы решат эту проблему«.Однако, уверены общественники, штрафы — не выход. «Проблема в том, что сегодня в Интернете очень много продаётся поддельных полисов, и граждане зачастую не знают, что им подсунули, — пояснил Пётр Шкуматов. — Несправедливо наказывать их ещё штрафом. Может быть, предусмотреть сначала некое предупреждение для них».