Россия и Украина остались при своём
Прорыва не случилось
Интерес международной общественности к данной встрече изначально был очень высок. Прежде всего потому, что главным инициатором ее проведения стал недавно избранный президент Украины Владимир Зеленский. После Петра Порошенко, фактически саботировавшего выполнение минских договоренностей, появление в незалежной нового лидера, активно выступающего за установление мира, как многим казалось, могло бы сдвинуть процесс с мертвой точки.Поверить в это помогал и масштабный обмен пленными, проведенный в сентябре этого года, и разведение противоборствующих сил в ноябре, и многочисленные заявления самого Зеленского о том, что он хочет остановить войну на юго-востоке страны. Многие эксперты, правда, считали, что за рьяным стремлением украинского президента провести нормандский саммит кроется лишь его желание повысить собственный рейтинг. Однако российская сторона активно включилась в подготовку мероприятия, а значит Киеву всё же удалось чем-то заинтересовать Москву. Иначе Владимир Путин не стал бы тратить свое время на пиар украинского коллеги — других дел хватает.
Несмотря на все ожидания, «прорыва» в Париже все-таки не случилось. Но участники переговоров, похоже, и сами его не ждали. «Очевидно, что соглашения не будет, и никто не ожидает никакого соглашения. Это было бы завышенными ожиданиями, от чего мы, кстати, энергично предостерегаем», — сообщил накануне саммита пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.С похожим заявлением выступила и пресс-секретарь президента Украины Юлия Мендель. «10 декабря война в Донбассе не закончится, это правда. Завышенные ожидания от „Нормандии“ могут принести послевкусие разочарования», — написала она в своем Facebook.
Маленькими шагами
Впрочем бесполезным прошедший саммит тоже не назовешь. Владимир Путин все-таки встретился с Зеленским и посмотрел на украинского коллегу, что называется «живьем». Ведь до этого они хоть и общались несколько раз, но только по телефону. Кроме того, сам по себе созыв саммита, не собиравшегося три года, был воспринят многими экспертами и наблюдателями как прогресс в процессе урегулирования.
Не стоит забывать, что в ходе мероприятия все-таки удалось решить и ряд вопросов. В тексте итогового совместного документа, в частности, подтверждена безальтернативность неукоснительного и последовательного выполнения Минских соглашений, подписанных 12 февраля 2015 года. Подчеркнута важность налаживания прямого диалога между сторонами конфликта. Участники переговоров приветствовали разведение сил на трех пилотных участках с последующим разминированием этих территорий. «По нашим оценкам это действительно важный шаг на пути дальнейшей деэскалации ситуации на юго-востоке Украины и обеспечения всеобъемлющего прекращения огня», — сказал Владимир Путин в ходе итоговой пресс-конференции. «Необходимо также синхронизировать процесс достижения перемирия с проведением политических реформ на Украине, предусмотренных Минскими соглашениями. Речь идет о внесении в конституцию страны изменений, закрепляющих особый статус Донбасса на постоянной основе», — добавил российский лидер.
Туманные перспективы
Как будут развиваться события дальше — предсказать очень трудно. Прежде всего потому, что для украинской власти характерна непоследовательность в словах и делах. Позиция Киева очень противоречива. Так, перед отлетом в Париж Владимир Зеленский заявил, что выборы на Донбассе будут проводиться только после того, как украинские вооруженные силы возьмут под контроль российско-украинскую границу со стороны ДНР и ЛНР. Непонятна судьба закона об особом статусе Донбасса, который по факту в силу так и не вступил, причем в этом году срок его действия уже истекает. А глава СНБО Алексей Данилов очень «по-европейски» предложил депортировать нелояльное население ДНР и ЛНР. Куда, правда, не уточнил, но его подход понятен... С таким настроем Киева договариваться с ним вряд ли возможно.
Справка
Нормандский формат переговоров по Украине («нормандская четверка») возник в июне 2014 года, когда в ходе празднования 70-летия высадки войск союзников в Нормандии лидеры России, Украины, Франции и Германии впервые обсудили урегулирование конфликта в Донбассе. Последняя встреча «четверки» состоялась в октябре 2016 года. Перерыв между саммитами затянулся из-за того, что Киев не выполнял договоренности, достигнутые в ходе предыдущих встреч лидеров.
По итогам последней встречи «нормандской четверки», состоявшейся 19 октября 2016 года в Берлине, главам МИД Германии, России, Украины и Франции было поручено разработать «дорожную карту» по выполнению минских соглашений. В ней должны были быть подробно расписаны действия сторон, их последовательность и временные рамки, включая ключевые положения о политическом урегулировании — проведении в регионе выборов и законодательном закреплении особого статуса в регионе.Однако задание это выполнить не удалось. Киев занял позицию блокирования минских соглашений, после чего почти по всем направлениям забуксовала работа контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе, а мирный процесс, по сути, оказался прерван на три года.