Феотудэй

Хронология стройки века. Как появился мост в Керченском проливе

Будущие 19 километров

Строительство Крымского моста началось в феврале 2016 года, хотя подготовительные работы стартовали раньше. Для обеспечения строительства транспортного перехода на обоих берегах пролива было проложено 25 километров технологических автодорог, идущих к стройплощадке в обход действующих трасс и населенных пунктов, была открыта и железнодорожная станция для строителей.

Кроме того, были построены три рабочих моста через Керченский пролив. Первый из них был готов к октябрю 2015 года, второй и третий — к лету 2016 года. С их помощью осуществлялась доставка рабочих, техники и грузов к месту строительства.

В январе 2016 года был выбран генподрядчик строительства Крымского моста — им стала компания «Стройгазмонтаж» бизнесмена Аркадия Ротенберга. Стоимость заключённого контракта составила 222,5 млрд рублей, а с учётом затрат заказчика — почти 228 млрд руб.

10 марта 2016 года началось погружение свай, необходимых для строительства опор моста. В общей сложности их было вбито 6,7 тысячи, свыше 3 тысяч из них — для строительства железнодорожной части.

Сваи погружали на глубину до 94 метров. Они вбивались как вертикально, так и под наклоном для обеспечения устойчивости Крымского моста перед возможными тектоническими воздействиями. Благодаря этому мост способен выдержать землетрясение до 9 баллов, чего, по словам специалистов, хватит с запасом.

К апрелю того же года были смонтированы и первые опоры Крымского моста. Для железнодорожной части их было установлено 307, общее же их количество составляет 595. Высота опор возрастает по мере удаления от берега и приближению к фарватеру пролива: минимальная — 5 метров, а максимальная, у фарватера, — уже 35 метров. Расстояние между ними — 65 метров.

Пролеты железнодорожной части Крымского моста начали монтировать в феврале 2018 года. Конструкции надвигались на опоры с помощью домкратов со скоростью 45 миллиметров в минуту. Каждый пролет весит 580 тонн и состоит из 40 основных элементов. Его высота — 5 метров, ширина — около 15 метров. Общая масса пролетов составляет 60 тысяч тонн.

Более 6 км пролетов расположено над акваторией, остальные — над сухопутными участками (коса и остров Тузла) в Керченском проливе. На одном из морских участков (от Керчи в сторону фарватера) надвижка шла не прямолинейно, а с соблюдением проектного радиуса: трасса обогнула мыс Ак-Бурун. Такая траектория была принята в проекте для сохранения памятника историко-культурного наследия «Крепость Керчь», расположенного на мысе.

Технически же первым установленным пролетом железнодорожной части является арка, расположенная над фарватером Керченского пролива. Масштабная морская операция по ее установке прошла в конце августа 2017 года. Вес железнодорожной арки составляет около 6 тысяч тонн, длина — 227 метров. С помощью плавсистемы ее доставили к фарватеру и домкратами подняли на опоры.

Весной 2018 года в строительстве железнодорожной части Крымского моста был пройден экватор. Готовность объекта превысила 50%.

Первым делом — автомобили

Строительство автомобильной и железнодорожной части Крымского моста велось одновременно, хоть и с разной интенсивностью. В первую очередь необходимо было закончить строительство автомобильной части транспортного перехода — ее открытие было запланировано на декабрь 2018 года, однако работы были закончены с опережением графика. Торжественная церемония открытия автомобильной дороги на мосту прошла 15 мая 2018 года — тогда президент России Владимир Путин лично проехал за рулем «КамАЗа» в автоколонне со строителями. Для легковых автомобилей движение открыли на следующий день, для грузовых — осенью того же года.

После открытия автомобильной части Крымского моста, все усилия подрядчика были сосредоточены на железнодорожной части. Уже 4 июня 2018 года была вбита последняя свая под опоры моста.

Монтаж самих опор был завершен спустя четыре месяца — в ноябре 2018 года. Последней была построена опора № 254 в Керченском проливе на участке между фарватером и крымским берегом. Она состоит из фундамента на 16 трубчатых сваях, погруженных под разными углами на глубину до 70 метров.

После этого строителям оставалось только закончить надвигать пролеты и обустроить железнодорожные пути.

Поездом над морем

Работы по укладке рельсов начались летом 2018 года на таманском участке Крымского моста. С крымской стороны эти работы велисьс апреля 2019 года. Из 25-метровых звеньев строители формировали участки пути длиной по 440 метров, между которыми устанавливали уравнительные стыки для компенсации температурных напряжений. Суммарно на двухпутной железной дороге было уложено почти 5 тысяч тонн рельсов и более 76 тысяч штук шпал.

К концу марта 2019 года строители завершили установку пролетов. В общей сложности у железнодорожной части Крымского моста их 306. Каждый состоит из двух блоков для отдельных веток противоположных направлений железной дороги. Пролеты были изготовлены на российских профильных заводах. Они поставлялись на Таманский полуостров в разобранном виде. Укрупнительная сборка проводилась на стендах на стройплощадке. Строители соединили более 11 тысяч разных элементов. Понадобилось свыше 4 млн высокопрочных болтов, протяженность сварных швов достигла почти 118 км.

К середине июня 2019 года были уложены рельсы одного из двух железнодорожных путей на Крымском мосту. Бригады укладывали рельсошпальную решетку навстречу друг другу одновременно со стороны Керчи и Тамани и встретились под сводом арки. 2,5 тысячи тонн рельсов и 38 тысяч железобетонных шпал было уложено для создания колеи длиной 19 километров. Работы по устройству второй колеи были выполнены к 18 июля.

В июле же строители начали демонтировать три рабочих моста. Работы выполнялись совместно с водолазами. Они помогали поднять на поверхность трубчатые сваи мостов. Трубы срезались ниже линии размыва морского дна с помощью электрокислородной резки. В дальнейшем конструкции мостов будут использованы для организации строительства новых объектов транспортной инфраструктуры в нашей стране. Примечательно, что благодаря рабочим мостам в акватории увеличилось количество рыбы. Ее привлекла кормовая база, которая появилась из-за развития морской растительности на сваях мостов.

После укладки рельсов, строители начали проверку системы железнодорожной автоматики. Она состоит из более, чем 2 тысяч единиц оборудования. На двухпутной железной дороге на Крымском мосту установлено 158 путевых ящиков с оборудованием, уложено более 500 км линий связи, сигнализации, централизации и блокировки. Устройства, установленные на мосту, позволят автоматике станции снижать или увеличивать скорость поезда, регулировать светофоры и стрелочные переводы на подходах к мосту.

Продолжаются проверки и системы освещения, состоящей из более чем 2 тысяч светильников. В общей сложности архитектурная подсветка включает свыше двух тысяч светильников на кронштейнах 18 видов и более 19 км кабельных линий. Подсветка будет работать не только на самых больших опорах и пролетах у фарватера, но и на примыкающих к ним участкам. Линейно километр моста будет подсвечен в цветах триколора.

Проверки — это последний этап перед запуском поездов. 18 декабря Ростехнадзор подтвердил технологическую готовность железнодорожной части Крымского моста, а Росавтодор выдал разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Строительство моста официально завершено.

Первый пассажирский поезд проедет по мосту в ночь с 24 на 25 декабря. Это будет поезд Санкт-Петербург — Севастополь. Движение грузовых составов начнется в следующем году.