Жиры полезнее углеводов: диетолог о кетогенной диете
Он выразил сомнения относительно опасности кетогенной диеты, отметив, что ученые не могут быть столь категоричны в заявлениях.
«В вопросе этой диеты еще очень много всего неясного, и утверждать, что она опасна, нельзя. Не существует единой прописи кетогенной диеты: встречается много направлений, объединенных критерием «мало углеводов — много жиров», — заявил Гинзбург.
Диетолог призвал обратиться к эволюционной версии ее происхождения, напомнив, что углеводная культура питания сформировалась пять-десять тысяч лет назад у земледельцев — людей, занимающихся агрокультурой, которые и ввели в традицию хлеб, мучные продукты и крупы.
«Если рассматривать человека как животное определенного вида, то генетика не могла так быстро измениться. А до того люди питались с низкой долей углеводов, — отметил Гинзбург. — И, возможно, генетически мы адаптированы к невысокому потреблению углеводов».
Кроме того, в структуре потребления углеводов происходит неблагоприятная динамика: с годами появляются более очищенные, рафинированные и крахмалистые углеводы. Если раньше мука была грубого помола, цельнозерновая, то сейчас она просеивается — теряются полезные свойства, что сильно отличает ее от той, которая была 200 лет назад.
Гинзбург также отметил, что с годами увеличилось потребление сахара.
«Сейчас в день человек съедает не менее 50 граммов сахара — это очень высокий показатель. Поэтому важно уточнять понятие „кетогенной диеты“ и понимать, с какой диетой ее сравнивают», — сказал он.
По его словам, у кетогенной диеты есть как минимум два преимущества.
«Первое: при адаптации к этому рациону у человека уменьшается потребность в пище: он может длительное время сохранять хорошую умственную и физическую работоспособность, благодаря тому, что у него расщепляются собственные жиры и поддерживается уровень кетоновых тел, которые могут использоваться головным мозгом и мышцами», — пояснил Гинзбург.
Вторым преимуществом кетогенного рациона врач назвал положительное влияние на поддержание молодости организма, добавив, что при кетогенной культуре питания нет колебаний сахара — он поддерживается на ровном уровне.
«Медики даже рассматривали ее в плане профилактики замедления старения», — подчеркнул Гинзбург.
Однако большого оптимизма насчет второго «плюса» диетолог не разделил, так как отсроченные эффекты диеты пока не известны: например, что будет с человеком после десяти лет ее соблюдения, так как пока нет большого количества наблюдений и длительной их статистики.