Правда ли, что у талантливых людей неразборчивый почерк?
Печатать удобнее и быстрее. Можно освоить и переработать больше информации. Но, оказывается, когда человек пишет от руки, его способность запоминать активизируется, повышается уровень понимания текста.
«Студенты уже не в состоянии шпаргалки написать! — говорит ведущий специалист кафедры глубинной психологии и психотерапии Таврической академии Крымского федерального университета Олеся Червяковская. — Способны скопировать кусок текста, уменьшить шрифт и распечатать. А составить миниатюрную „запоминалку“ с опорными точками — уже нет. А ведь все, что было написано от руки, в памяти закрепляется лучше, сразу структурируется. Я у студентов то и дело встречаю... копии своих шпаргалок, которые писала лет пятнадцать назад».
Навык ручного письма у молодых уже практически утрачен. Процесс стал необратимым с того времени, как компьютеры и гаджеты стали общедоступными.
Это правда, что чем старше человек, тем красивее и понятнее его почерк. В классических дореволюционных гимназиях почерку уделялось очень много времени, в программе были уроки каллиграфии. Поколение 40-45+ учили писать чернильными ручками, регулировать нажим, чтобы буквы получались по образцу. Следующее поколение школьников начинало с шариковых ручек, тут уже не так важен был наклон, нажим и даже то, как дети держали их. А сейчас уже и уроков чистописания нет.
Учителя в школах еще «держат оборону», настаивая на том, чтобы дети писали если не красиво, то хотя бы разборчиво. А преподавателям в вузах приходится выбирать: или расшифровывать «иероглифы» студентов, или разрешать сдавать работы в печатном виде.
Скоро, похоже, вообще разучимся писать от руки.
«Если не произойдет какая-то масштабная катастрофа, из-за которой мы останемся без электронных средств связи, эту потерю мы не заметим, — считает доцент кафедры глубинной психологии и психотерапии факультет психологии Таврической академии Крымского федерального университета Анастасия Маричева. — Хотя вековой традиции жаль».
Но ведь великие люди тоже не отличались каллиграфическим почерком.
Может быть, это как раз свидетельство гениальности? Учитывать, конечно, надо технику письма, образование человека, сколько ему приходилось писать. Но в целом, это так и есть. Мысль всегда опережает письмо, у творческих людей это выражается именно так. Неразборчивый почерк характерен для тех, кто свободно владел иностранными языками, много писал на них. Пример — Владимир Ильич Ленин. Некоторые русские буквы он писал так, как иностранцы.
Но говорить о связи гениальности с трудночитаемым почерком можно только для людей докомпьютерной эпохи. К нам это увы не относится.
Однако по почерку можно многое сказать о человеке. Например, по тому, насколько уверенно он прописывает буквы, можно говорить об уровне его тревожности.
«Скачущий» размер букв может говорить о биполярности маниакально-депрессивного спектра: вот пошла мысль, очень сильно хочется ее воплотить на бумаге, а потом автор раз — и сдулся, устал, — говорит Маричева. — Если листок не линованный, строчка пошла вверх, почерк может говорить о завышенной самооценке автора. Мелкий почерк характерен для человека экономного, который любит собирать идеи, мысли, вещи".
По почерку можно отследить и эмоции. Чем больше накал страстей, волнения, тем больше страдает почерк. Так мы устроены: можем или чувствовать, или размышлять, два этих процесса одновременно идти не могут.
Считается, что лидерство по неразборчивости почерков прочно удерживают писатели и врачи. И если в отношении первых это правда, то медиков обвиняют совершенно напрасно. Среди врачей встречаются и люди и с прекрасным, и с ужасным почерком. Миф пошел от пациентов, которые не в состоянии разобрать назначения в рецептах на латыни. Вспомните, сколько раз сами разгадывали названия лекарства — а аптекарь моментально понимал, что вам нужно.