Как дефицит воды обнажил нерешенные проблемы Крыма
Далее были блокада полуострова, отключение электроэнергии, перекрытие канала, в значительной степени обеспечивающего полуостров водой, прекращение железнодорожного сообщения. Но крымчане верили: Россия быстро и бесповоротно решит все проблемы. Были приняты федеральные программы, Крым стал приоритетом у органов власти, внимание и денежный поток из Москвы не иссякали, проблемы, особенно инфраструктурные, мало-помалу решались.
Картина настоящего и будущего обретенного крымчанами благополучия выглядела так: невиданное ранее строительство дорог и других объектов типа больниц и детских садов, новый аэропорт, выросшие пенсии. Кульминацией стал Крымский мост, связавший, наконец, полуостров с «материком» в обход Украины.
На фоне проектов федерального масштаба в тень отошли сугубо крымские проблемы, хотя вроде все отдавали отчет, с каким багажом новые субъекты вошли в состав России. Но обсуждать их было то преждевременно, то уже неактуально, а то просто не к месту.
Между тем, сугубо крымские проблемы никуда не делись. От нехватки врачей и (все, кто имеет возможность, едут либо в Москву и Питер, либо как минимум в Ростов и Краснодар) до городской инфраструктуры, от состояния общественного транспорта до очистных сооружений в ключевых городах полуострова, от качества и количества рабочих мест до воды. Просто воды.
С 2014 года утекло ее много... А новую, как сейчас выясняется, «не завезли». И брать неоткуда. О том, что «в Севастополе и Симферополе воды на три месяца» начали аккуратно говорить еще в декабре. Ждали зиму, снега и дождей. Надеялись не то чтобы на авось, скорее на погоду.
Действительно, когда в апреле 2014 года Украина перекрыла водную артерию, погода помогла. Далее 6 лет проблем с водой не возникало. Природа словно давала фору крымским чиновникам, чтобы решить водную проблему, которая висела над полуостровом. А крымчане, глядя, как Зеленский, тогда еще просто комик в шоу «95 квартал», шутил об умирающих без воды жителях полуострова, говорили: сама природа — за нас.
Но нынешняя зима оказалась теплее и суше надежд. Воды, хотя профильные ведомства уже заявили обратное, категорически может не хватить ни для людей, ни для будущих поливов. Симферополь со следующей недели планировал переход на подачу воды по графику.
Видимо, критичность ситуации стала очевидной, и к теме срочно подключились политики и профильные чиновники. Когда 5 февраля тема достигла критического уровня, включились все, заверив, что дождь принес воду. «Абсолютно никаких предпосылок к каким-то ограничениям на сегодняшний день нет». Многие по-прежнему обвиняют Киев в нагнетании ситуации и заверяют, что все в полном порядке.
Не в порядке. Не со следующей недели, так ближе к весне проблема может возникнуть вновь. Просто вода — ответственность скорее именно местных властей, а не Москвы.
Еще в 2014 году правительство России планировало навести порядок в системе водопользования Крыма: разведать подземные воды, предотвратить несанкционированное бурение скважин, а заодно выстроить в целом хотя бы примерную стратегию использования воды на полуострове. Было очевидно, что кризис неизбежно наступит и даже назывались примерные сроки — через 5-6 лет, то есть в 2019-2020-х годах.
Однако приоритетом водонезависимость Крыма не стала. Вероятно, свою роль сыграли разные причины — от недофинансирования программ по исследованию водных ресурсов полуострова до нежелания брать на себя ответственность за сложную и не слишком благодарную задачу. Да и проблема могла потерпеть еще несколько лет. В России подчас сложно оправдываться за потраченный рубль, если он не принес очевидных дивидендов здесь и сейчас. Да и действительно, столько насущных задач, за которые спросят сегодня, а не через несколько лет.
Но именно республиканские, а то и городские власти Крыма должны были определить приоритетность проблемы и донести ее до Москвы. В этом и заключается эффективный менеджмент и талант политиков, предвидящих опасности на годы.
Да, были предприняты определенные шаги по задействованию обезводевшего канала для перегонки воды. Предлагали бурить скважины, опреснять морскую воду... Но как-то вяло, словно гром никогда не грянет. Крымские чиновники, в частности, глава Госкомводхоза республики Игорь Вайль, , нечего паниковать. Но одно дело — не поддаваться панике, а другое — закрывать глаза на проблему, надеясь на небо. Итог: Крым к засухе был не готов, хотя она и не развивается за один день.
Местные жители говорят, что те или иные проблемы с водой в Крыму возникают в среднем раз в 5-7 лет. Есть два отличия: Крым впервые эти проблемы встретит, будучи территорией РФ, и не сможет при этом воспользоваться водой Украины.
Напомним, Украина обеспечивала до 85% потребностей Крыма в пресной воде через идущий от Днепра Северо-Крымский канал. Весной 2014 года, после вхождения Крыма в РФ, подача воды по каналу была прекращена.
Неудивительно, что день в день с сообщением об ограничении использования воды в Крыму активизировалась и украинская сторона. И вот уже Киев как бы между делом устраивает заседания, планирует «деоккупацию» и «рассматривает вопрос о продаже Крыму днепровской воды». На самом полуострове заверяют, что «никакой нехватки, никакого сложного положения, связанного с водоснабжением в Крыму, не существует», «чрезвычайной ситуации по наполнению водохранилищ на сегодняшний день нет» и добавляют, что все украинские заявления — исключительно «последняя возможность на чем-то спекулировать». Чиновники заверяют, что и без Украины справятся. И — обсуждают график подачи воды по часам в столице Крыма...
Может, и справятся. Северо-Крымский канал не обладает гидроизоляцией, поэтому значительная часть воды — по разным подсчетам, от 40 до 60 процентов — попросту не доходит до потребителя.
Наконец, можно включить политические ресурсы. Если Москва примет решение начать переговоры с Украиной о поставках днепровской воды, они могут увенчаться успехом. Как верно заметили наиболее дальновидные из крымских чиновников, политика политикой, а по бизнесу можно и с Киевом договориться, если нужно. Переговоры Газпрома и Нафтогаза — тому пример.
Просто именно сейчас, в теме воды, как в капле, отразится многое из совокупных проблем Крыма, накопленных, но так и не решенных за минувшие шесть лет. Засуха может наступить и в прямом, и в переносном смысле.
«Конфетно-букетный» период в отношениях Москвы и Крыма заканчивается. На смену романтике, надеждам и мечтам приходят будни текущих задач и тяжесть повседневных решений. И сами крымчане начинают задавать вопросы, начиная с фразы «почему за шесть лет...» Почему так многое не было сделано, хотя возможности были?
Жители Крыма хорошо знакомы с дефицитом воды. Они помнят, как еще в нулевые годы воду давали два раз в день строго по часам. Холодную. Иногда давали горячую. Это случалось то из-за засухи, то из-за состояния труб, которые текли так, что проще было перекрыть и включать по часам. Помнят это и крымские чиновники, благо большинство из них — местные жители. Крымчане жили в таком режиме годами. Но — либо в советские времена, либо при Украине.
Крымчане помнят, как в 1994 году в Крыму были ... Тогда практически полностью высохло Симферопольское водохранилище. Воду привозили в автоцистернах, люди стояли за ней в очередях. Такие же очереди выстраивались у каждого родника, народ с ведрами и канистрами часами ждал, пока тонкой струйкой нацедится вода. Занятия в школах и вузах начались на месяц позже. Студенты мединститута проводили дворовые обходы, искали одиноких людей, заболевших холерой. В селе Войково, как писал «КоммерсантЪ», было зарегистрировано 17 случаев сибирской язвы. Воду в дома подавали раз в три дня, чтобы люди могли набрать про запас. В ноябре зарядили обильные дожди.
Затем довольно ощутимая засуха была в 2013 году. Но тогда функционировал Северо-Крымский канал, по которому воду из Днепра перегоняли в наливные водохранилища полуострова.
Сейчас, если проблема не будет смягчена погодой или срочными административно-политическими решениями, вопросы возникнут с новой силой. Следующим вопросом станет будущее сельского хозяйства на полуострове. Далее, как будут существовать больницы, школы и просто магазины и кафе? Каковы перспективы летнего отдыха, когда в Крым , которых надо мыть-купать не только в море, но и под краном? Да, на Южнобережье таких острых проблем с водой нет, но есть еще восток, куда также отправляется множество гостей. Что будет с санитарной обстановкой на полуострове, когда наступит теплый сезон?
Ответы на эти вопросы не получены. Заверения чиновников и политиков, сделанные 5 и 6 февраля, не сняли проблему, а лишь вновь отодвинули ее решение. Потому что водой Крым по-прежнему не обеспечен, хоть и окружен ею со всех сторон.
И, возможно, именно сейчас возникает хороший повод задуматься о том, как строить работу и осуществлять планирование, обсуждать проблемы и выходить на их решение. Совместно. С участием городских, республиканских, федеральных властей, бизнеса и самих граждан.
Да, проще рапортовать, что все хорошо и заявлять, что мы со всем справимся. Еще можно использовать лозунг «и не такое переживали». И это будет правдой. Народ, потерявший миллионы на войне и репрессиях, переживший блокаду, голод и депортации, переживет все. Но все же, наверное, нужно отделять людские подвиги от промахов чиновников. Пора гордиться не только подвигами, но и достижениями.