Ветер, Сиваш и Азовское море: пограничный пост на Арабатской стрелке
Корреспонденты РИА Новости Крым побывали там, где не ступала нога журналиста или гражданского человека.
На протяжении XVI-XVII веков запорожские казаки использовали Арабатскую стрелку для походов на Крым и штурма татаро-турецкой крепости Арабат. Сейчас «гости» с Украины упрутся в полноценный пограничный пост, способный дать отпор даже превосходящим силам противника.
Наш путь пролегает от села Каменское, которое находится у самого начала косы. Здесь расположена пограничная застава и здесь же приходится оставить машину, на которой мы ехали из Симферополя — дальше «легковушка» просто не пройдет. К заставе подъезжает пассажирский «КамАЗ», вместительный и быстрый. «Проползет» везде.
Именно на нем нам предстоит преодолеть оставшиеся несколько десятков километров бездорожья по узкой косе между Азовским морем и озером Сиваш. Конечно, здесь есть «условные дороги» в зарослях чахлой травы. Но по сути это «выкатанные» внедорожниками колеи, в которых грунт как стиральная доска. Сильные ветра выдувают из полостей песок, из-за чего в машине трясет «не по-детски».
По пути можно посмотреть — правда, издалека — на крепость Арабат. Сейчас там базируются военные. Ее построили для обороны Керченского полуострова с севера и востока. Крепость — во рве, чтобы канонирам было удобно обстреливать проплывающие корабли, не становясь мишенями для их орудий.
Далее по пути село Соляное, а после него — только степь, небольшой блокпост и заброшенные домики детских лагерей, над которыми уже «потрудился» ветер.
Два часа тряски — и пограничный пост. Еще в 2015-м тут стояли большие армейские палатки, удобств практически не было. Сейчас же прямо на границе с Украиной установлен модульный дом, вышка и вырыты окопы.
В случае непредвиденной ситуации личный состав может автономно существовать несколько недель. Для этого есть дизель-генераторы с большим запасом топлива, скважина с водой, опреснительная установка и серьезное вооружение.
«Наш пограничный пост ближе расположен к границе с Украиной, чем другие погранпосты в Крыму. Кроме того, он достаточно далеко от ближайшего населенного пункта. Нас это вынудило сделать его автономным», — говорит начальник поста Роман Алиев, показывая в сторону украинских коллег.
Те обосновались в санатории, причем действующем. Летом они «делят» его с отдыхающими. Ни те, ни другие попыток «взять российский пост штурмом» не предпринимали.
Но и без них работы у пограничников тут достаточно: много браконьеров и нарушителей пограничного режима.
«Ранее в год мы пресекали около 50-70 нарушений. В 2019 году мы выявили около 300 нарушителей. Зачастую они нарушали порядок выхода в море, занимались браконьерством и нарушали правила пограничного режима. Мы стали чаще выявлять такие случае благодаря тому, что нам предоставили современные технические средства охраны границы, автоматические посты наблюдения и многое другое, — рассказывает Алиев и кивает в сторону комплекса обнаружения. — Мы полностью обороноспособны, есть все необходимое вооружение, есть специализированная техника. Мобильный патрульный комплекс „Окапи“, необходимый для обнаружения нарушителей, БТР-82а для обороны и многое другое. Правда, всю технику приходится обслуживать гораздо чаще, чем в других частях из-за агрессивной среды: соль, высокая влажность и постоянные ветра на пользу ей не идут».
Здесь служат вахтовым методом. Для того, чтобы пограничникам было комфортно, созданы все условия: пищеблок, баня, бассейн на улице, комфортные казармы, спортгородок, своя пекарня и опреснительная установка.
«Эта установка одна из самых современных. Грунтовые воды поднимаются в резервуар, очищаются и мы в итоге получаем воду, пригодную для питья и готовки пищи», — показывает установку Алиев.
Если здесь не очищать воду, она сильно пахнет сероводородом.
Рядом склад продовольствия. Продукты привозят крупными партиями.
«Обеспечение у нас — как и в других пограничных подразделениях, никакой разницы нет. Единственное запасаемся мы впрок», — рассказывает командир.
На условиях службы сильно сказывается климат — его «комфортным» не назовешь. Летом пограничников «терроризирует» мошкара и змеи, в целом весь год погода не дает расслабиться. Особенно ветер.
Что такое «азовский ветер», мы почувствовали уже ночью: внезапно послышался нарастающий гул, который в итоге превратился в непрерывный вой.
«Теперь это надолго», — говорит один из пограничников.
Ветер насколько сильный, что капли сопровождающего его дождя сквозь приоткрытое окно долетают до середины комнаты. Пограничники замеряют скорость ветра — 17 метров в секунду. Самое интересное, что у него есть «вкус»: за секунды на улице губы становятся солеными.
Компанию пограничникам составляют их четвероногие «коллеги». Например, бельгийская овчарка Чери, которой скоро исполнится пять лет. Из них три года она «работает» на посту. Здесь к ней относятся с уважительным почтением, и дело не только в том, что она заняла третье место по Крыму среди собак-розыскников, но и в том, что характер у нее сложный и слушается она исключительно своего хозяина — кинолога Сергея Дмитриева. Другие люди за попытку с ней позаигрывать могут поплатиться какой-нибудь конечностью.
«Бельгийские овчарки — собаки для профессионалов. Они легко и быстро тренируются. Но если ты допустил ошибку в дрессировке, то исправлять ее — долгий и мучительный процесс. В целом же эта порода универсальна и может использоваться во многих случаях: найдет по следу нарушителя, поможет задержать, умеет выявлять боеприпасы», — рассказывает Дмитриев.
Несмотря на количество полезных навыков, держать такого зверя дома категорически не рекомендуется, поскольку нужны постоянные тренировки.
Сергей показывает таланты Чери: собака беспрекословно выполняет все команды, причем не только голосовые, но и поданные жестами. Это необходимо для того, чтобы не выдать свои позиции нарушителям раньше времени.
Демонстрирует Сергей и боевые навыки собаки. В кинологический костюм одевают одного из служащих заставы. Ему дают фору — пробежать около 30 метров, после чего спускают Чери. Собака за секунды преодолевает расстояние, вцепляется в руку жертвы и всем весом валит мужчину на землю. Сергей дает команду отпустить «нарушителя», после чего «конвоирует» того на территорию поста.
«Необходимо все действия доводить до логического завершения. Собака должна видеть, что нарушитель доставлен, иначе она будет действовать так в боевой ситуации и откажется его конвоировать», — поясняет Сергей.
Сегодня Чери едет на заставу в Каменское, нам с ней по пути. Собака с радостью запрыгивает в прогретый «КамАЗ» и ложится на пол. Унылые пейзажи за окном ее мало интересуют, а тем временем погода становится еще хуже: ветер усиливается почти до 25 метров в секунду, начинается мелкий дождь. Азовское море штормит, а с заброшенных лагерных домиков слетают остатки старой черепицы.