В библиотеке Грина презентовали монографию военного историка Сергея Ткаченко
Городская библиотека им Грина
Изображения
Описание
Открывая встречу, её ведущая Ирина Ерохина отметила, что после войны целый ряд авторов делали попытки проследить историю партизанского движения в Крыму. Тем не менее, в этой истории еще много «белых страниц», которые сегодня пытается заполнить Научно-исследовательский центр. Еще одним шагом в этом направлении стала новая книга военного историка Сергея Ткаченко.
Перед тем, как перейти непосредственно к рассказу о самой книге, её автор вручил историческую справку Виктору Кушину — известному феодосийцу, много сил вложившему в сохранение памяти о крымских партизанах и в воспитание молодежи на примерах защитников Отечества.
Историческая справка, переданная Виктору Максимовичу и дающая возможность устанавливать новые памятные знаки, рассказывает о боевых действиях крымских партизан 9 января 1944 года в деревне Бараколь (нынешнее Подгорное). При этом Сергей Ткаченко рассказал, что уже после того, как была написана справка, обнаружились документы о том, что еще в июле 1944-го в селе Бараколь появилась могила Неизвестного крымского партизана.
— Все знают о могиле Неизвестного солдата, а могилы Неизвестного партизана нигде нет, не в России, не в Украине, не в Белоруссии, — подчеркнул Сергей Николаевич, передавая просьбу своих старших товарищей — исследователей партизанского движения — установить в этом месте не просто памятную доску, а именно настоящий мемориал «Могила неизвестного партизана».
Участники презентации книги узнали, что её «костяк» был написан еще в 2010 году. В 2013 году автор монографии защитил кандидатскую диссертацию, но не прекращал работу, изучая новые сведения, работая с новыми документами. Как пояснил автор, «сама диссертация составляет меньше половины изданной книги».
В декабре 2014 года книга уже была готова к печати. Её выход в свет ускорила, завязавшаяся в прошлом году, дружба исследовательского центра с аналогичным центром в Брянской области. Брянские историки и предложили издать книгу, которая и вышла в Брянске в Издательском доме ООО «Историческое сознание» в солидной и, как считает автор, «не типичной для Крыма полиграфии».
Признался Сергей Ткаченко и в некоей мистической составляющей этого события.
— Мои бабушка и дедушка — брянские партизаны. Дедушка — начальник штаба партизанской бригады, а бабушка — снайпер спецгруппы. И когда изданная книга пришла в Крым, мне приснился дед, который никогда до этого ни разу не снился...
Так что это за феномен — действия авиации в интересах крымских партизан? Ведь во всем партизанском движении в годы Великой Отечественной такого больше нигде не было, кроме как в Крыму.
В монографии впервые в отечественной практике взаимодействие советской авиации и крымских партизан в ходе Великой Отечественной войны изучено как историческое явление; выделены периоды в развитии действий регулярных сил авиации в интересах партизанского движения на региональном уровне; сделан развернутый историографический анализ литературы по исследуемой проблеме; получила детальное отражение проблема влияния природно-географических и технических условий Крыма на развитие взаимодействия авиации и партизан.
Советская авиация, действовавшая в интересах крымских партизан, имела различную ведомственную и оперативную принадлежность (ВВС фронтов, авиации дальнего действия, гражданского воздушного флота и Черноморского флота).
Автором монографии предложено и обосновано три этапа действий авиации в интересах крымских партизан: первый — с января по июнь 1942 года; второй — с июля 1942 по июль 1943 года; третий — с августа 1943 по апрель 1944 года.
Для определения этапов действий авиации принципиальное значение имела оперативная подчиненность авиационных формирований (экипажей) определенным структурам и органам руководства партизанским движением Крыма, а также характер, интенсивность действий и задач, которые решались авиацией в интересах партизан.
Из книги читатель узнает, что первый вылет и первый сброс груза был осуществлен после установления связи с партизанами 14 января 1942 года. Всего на первом этапе, с января 1942-го по июль 1942 года, к местам базирования партизан было произведено более восьмидесяти вылетов.
Сначала это были одиночные, «пристрелочные» вылеты, первые из которых осуществили Филипп Филиппович Герасимов и звено Александра Герасимовича Морозова. В последний раз самолет на партизанской площадке был посажен 13 апреля 1944 года.
Историком подробно проанализированы техническая сторона, с указанием всех типов самолетов и их особенностей, особенностей посадочных площадок (которых всего было семь), влияние метеорологических факторов, противодействие противника. Применялись самолеты различных типов и модификаций: военно-транспортные Ли-2 (ПС-84) и С-47, легкомоторные У-2 и С-2 и бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, СБ, Пе-2.
Всего было выполнено более тысячи самолетовылетов. Из них более 80 процентов были успешными. При этом за весь период не один самолет не был сбит авиацией или ПВО противника. Были только небоевые потери — 22 самолета (по другим данным — 34) из-за технических неисправностей, метеоусловий или действий самих партизан (в случаях, когда самолет по той или иной причине не мог взлететь и его сжигали, чтобы он не достался врагу). Наибольшие потери советская авиация понесла в 42-м году, когда только отрабатывался процесс взаимодействия, учитывая сложный характер рельефа и погодно-климатических условий горнолесной части Крымского полуострова.
Сброс груза на парашютах и без парашютов (в основном продовольствие, а также оружие и боеприпасы), эвакуация около двух тысяч человек из лесов и тыла, заброска в партизанские отряды около полутысячи человек — это всё данные архивов, которые уточнялись и дополнялись.
Анализ, проведенный военным историком, свидетельствует о том, что действия советской авиации внесли значительный вклад в развитие партизанского движения в Крыму и имели решающее значение в самый трудный период деятельности партизан в конце 1942-го — первой половине 1943-го и сыграли важнейшую роль в развертывании боевой деятельности партизанских формирований во второй половине 1943-го, в освобождении Крыма от немецко-румынских захватчиков и, в конечном итоге, внесли свой вклад в общую победу советского народа в Великой Отечественной войне.
82 пилота были удостоены медали «Партизану Отечественной войны». Роль авиации в выживании партизан и развертывании их борьбы с оккупантами нельзя переоценить. Партизаны ждали каждого прилёта с «большой земли», как ждут ангелов-спасителей. По сути, авиация спасла их от голодной смерти.
— И по большому счету, без помощи авиации не было бы и крымских партизан, — делает вывод историк и выражает надежду, что «книга поможет лучше понять весь героизм и всю трагедию партизанского движения в Крыму и оценить действия авиации в этот период».