Что будет после коронавируса: прогноз экономиста
«Да, рецессия в экономике будет, но, как всегда в таких случаях, при ограничении предложений, потребления будет и быстрый отскок после того, как карантинные меры прекратят действовать. Мировая экономика — (это понятие, как) средняя температура по больнице. Если мы говорим о том, как восстанавливается экономика в Китае, то это показывает нам, как в модели будет восстанавливаться и мировая экономика в том числе. Все-таки пример Китая показывает, что не так страшен черт, как его малюют», — отмечает он.
Одним из главных последствий кризиса экономист называет автоматизацию и роботизацию производства, и как следствие прогнозирует серьезные перемены на рынке труда.
«Есть данные о том, что крупнейшие мировые корпорации задумываются о все большей автоматизации и роботизации в своих производствах — роботизированный бизнес не подвержен таким шокам, как от эпидемии коронавируса. Вполне возможно, что показатели безработицы до кризиса будут недостижимы, и многие работу не найдут», — заметил он.
По словам эксперта, это не означает, что мировая экономика не восстановится: «она восстановится, просто будет немного другой».
В российской экономике также глобальных потрясений не предвидится. Но опять же при условии, что карантин продлится не дольше апреля.
«В случае кризиса экспортный поток (нефть, газ) никуда не денется. Косвенные сигналы говорят о том, что удастся договориться на рынке нефти и приподнять ее от тех минимумов, которые мы видим сейчас. Тем более, что нынешние минимумы никому не выгодны: ни России, ни Саудовской Аравии, ни США, ни другим нефтедобывающим странам. И если это удастся сделать, это будет большим взносом в копилку восстановления российской экономики после коронавирусного кризиса», — отмечает он.
Что касается структуры импорта, то его уменьшение позитивно сказывается на курсе рубля.
«Практически, получается, что экономика сама приходит в некий, хоть и условный, но баланс», — поясняет экономист.
Сложившаяся ситуация будет критичной прежде всего для закредитованных предприятий, которые не имеют запасов прочности в виде сбережений. Остальные, отмечает Диденко, должны выстоять, если карантин не продлится дольше конца апреля.
«Если он захватит конец апреля и далее продлится неопределенный срок, ситуация может быть сложнее. Потому что ни у предприятий, ни тем более у граждан нет запаса прочности и сбережений выдерживать это», — подытожил он.