Госкомпании предлагают прописать в регионах
Изображения
Описание
ЕНВД нужно сохранить
Потерявшая за время пандемии былые объемы экономика регионов требует скорейших и продуманных решений, которые помогли бы быстрее восстановиться, уверен председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Анализ поступивших в комитет предложений из субъектов показал крайнюю заинтересованность бизнеса на местах в изменении фискального законодательства, особенно в части региональных налогов.
В первую очередь речь идёт о предложении субъектов не отменять в 2021 году, как это запланировано, а продлить действие единого налога на вмененный доход (ЕНВД) до 2024 года. Сегодня ЕНВД широко распространен среди малого предпринимательства и микропредприятий, которые дают рабочие места с уплатой всех платежей в фонды и бюджеты и начисление трудового стажа. С момента введения налога в 2003 году эту систему налогообложения в совокупности применяли почти 2 миллиона индивидуальных предпринимателей и около 280 тысяч организаций.Полноценной заменой ЕНВД должны были стать налог на профессиональный доход и патентная система налогообложения, но с учетом пандемии и спада производства предложенные инструменты вряд ли помогут. В настоящее время патент дорожает и не даёт тех показателей, которые ожидали. Массового перехода на эту систему налогообложения не происходит. Кроме того, не все виды деятельности, которые работают с ЕНВД, могут применяться на патенте.
«Налог на самозанятых также нельзя рассматривать в качестве равноценной замены ЕНВД, так как он не обеспечивает ни перечисления в Пенсионный фонд, ни начисление трудового стажа», — отметил Андрей Кутепов.В качестве решения проблемы регионы просят рассмотреть вопрос о продлении для малых и средних предприятий ЕНВД до 2024 года — на срок реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Налог на прибыль усовершенствовать
Второе по значимости предложение касается налога на прибыль. Согласно действующему с 2017 года порядку, ставка налога на прибыль в общем случае составляет 20 процентов, из них в федеральный бюджет компании перечисляют три процента, а в региональный бюджет — 17 процентов. При этом в 2016 году и ранее компании перечисляли в федеральный бюджет лишь два процента, а 18 процентов уходило в бюджет субъекта Федерации.Таким образом, поступления в государственную казну от налога на прибыль выросли с 2016 года по 2018 год с 491 миллиардов рублей до почти одного триллиона рублей, из которых порядка 195 миллиардов рублей составили в 2018 году дополнительные поступления от централизации 1%, то есть дополнительный прирост налога на прибыль в федеральный бюджет превысил 300 миллиардов рублей.Изначально такие изменения обосновывались необходимостью сбалансированности бюджетов субъектов, так как полученные таким образом дополнительные доходы госказны предполагалось направлять на поддержку наименее обеспеченных регионов. Но, по словам Кутепова, с экономической точки зрения налоговые доходы субъектов упали за 10 лет в полтора раза. В итоге региональные власти экономят на развитии транспорта, строительстве социальных объектов.Возврат к первоначальному распределению налога на прибыль между бюджетами на период до 2022 года позволит увеличить доходы региональных бюджетов, уверен парламентарий. Так, по оценкам сенаторов, 12 регионов смогут увеличить свой бюджет на 2 — 4,5 процента, 19 регионов — на 1-2 процента, бюджет остальных регионов вырастет примерно на один процент. Также это позволит уменьшить общую дотационность бюджетной системы РФ на уровне регионов, повысить заинтересованность субъектов в увеличении прибыли работающих на их территории предприятий.
Крупные компании — в субъекты
Но, пожалуй, наиболее радикальным предложением сенаторов можно назвать перевод офисов части крупных предприятий и управляющих компаний из Москвы в регионы. По мнению Кутепова, это обеспечит не только
экономическое развитие территорий, но и поможет частично решить вопрос трудозанятости. Кроме того, это позволит сократить процесс миграции населения в Москву и Санкт-Петербург, что повлияет и на демографическую карту страны и сохранение трудовых ресурсов на местах.«В регионах менее конкурентный и более дешёвый рынок труда, при этом и в регионах есть квалифицированные кадры, тем более что в Москву эти же кадры едут из регионов. Многие компании арендуют жилье для сотрудников — в регионах оно дешевле», — пояснил сенатор.Напомним, в 2013 году председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предлагала перенести ПАО АНК "Башнефть«— из Москвы в Уфу, ПАО «Интер РАО» — в Калининград, ПАО "НК "Роснефть"— в Сибирь, офис РЖД и "Ростех«— на Урал, а ПАО «РусГидро» в Красноярск.А в 2019 году Минэкономразвития внесло предложение по переводу госкорпораций из Москвы и Санкт-Петербурга в другие крупные города в рамках предложений в проект плана пространственного развития. Идея министерства состояла в том, чтобы направить налоги туда, где размещаются производства крупных компаний.По словам Андрея Кутепова, предложения об изменении места нахождения могут быть рассмотрены и в отношении министерств и ведомств. К примеру, Минвостокразвития находится в Москве, несмотря на то, что это профильное министерство по определенному округу, где необходимо решать очень много сложных задач.