Почему ГМО-продукции дали зелёный свет
Борясь с монополизмом, отказываемся от запрета ГМО
Летом 2016 года Госдума приняла правительственный законопроект, вводящий административную ответственность за разведение генно-модифицированных животных и растений на территории страны. В документе также говорится, что Правительству предоставляется право не допускать ввоз в Россию ГМО-продукции, если будет выявлено их негативное воздействие на человека и окружающую среду.Контроль за ввозом в страну генно-модифицированной продукции был возложен на Россельхознадзор. Годом позже руководитель ведомства Сергей Данкверт отчитывался в Комитете Госдуме по аграрным вопросам о принятых мерах. В частности, были пресечены поставки ГМО-кормов с Украины, из Китая и Аргентины. Что же послужило основанием для разрешения вновь ввозить такую продукции из-за рубежа?
В Минсельхозе объяснили это изменением ситуации на рынке кормов — они, как оказалось, производятся в нашей стране ограниченным количеством предприятий. В результате эта сфера в большей степени монополизирована, и, соответственно, возросли закупочные цены. Допуск на рынок внешних поставщиков позволит, по мнению ведомства, стабилизировать ситуацию и вернуть цены на корма к прежнему уровню. При этом чиновники отмечают, что контроль за вредным воздействием ГМО ослаблен не будет.
Играют с огнём
«Действия, которые предпринял Минсельхоз, сродни игре с огнём», — отмечает глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. Он сообщил, что в постановлении Правительства идёт речь о поставках несертифицированных соевых бобов и шрота.«Эти продукты используются при производстве кормов в животноводстве, и, значит, очень скоро генно-модифицированные элементы могут оказаться в мясопродуктах, которые мы придём покупать в магазине. Именно такого развития событий позволял избежать принятый в 2016 году закон о запрете ГМО», — рассказал парламентарий.Сенатор напомнил, что закон принимался после тщательной проработки документа с экспертным сообществом и аналитиками рынка. За ужесточение мер к производителям продукции с ГМО и за усиление контроля неоднократно высказывалась и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко.Алексей Майоров подтвердил, что факты монополизации рынка кормов есть, однако это не повод отменять обязательную сертификацию ввозимой ГМО-продукции. «С монополистами должна бороться Федеральная антимонопольная служба и у неё есть для этого весь инструментарий. Открывать все шлюзы потоку иностранной продукции с ГМО — это удар по здоровью граждан», — считает законодатель. Очевидно, что покупаемая за подорожавшую валюту соя никак не может быть дешевле той, что производят отечественные предприятия.Член аграрного комитета Госдумы Наталья Боева уверена, что решение о ввозе ГМО-сои ни в коем случае не должно было приниматься, пока не получены ответы от учёных. «Главный вопрос, как повлияет наличие ГМО в организме животных на иммунитет человека», — опасается она.Кроме того, депутат недоумевает, как упрощённый допуск на рынок крупных корпораций по производству сои (главным образом они сосредоточены в США) может привести к снижению цен на эту продукцию в России. «Очевидно, что покупаемая за подорожавшую валюту соя никак не может быть дешевле той, что производят отечественные предприятия. Наверное, было правильнее не открывать рынок для иностранцев, а оказать поддержку нашим предприятиям, производящим сою», — считает она. По словам Боевой, на ближайшее заседание комитета следует пригласить представителей РАН и Минсельхоза для подробного обсуждения этого вопроса.Напомним, закон о запрете ГМО на территории России предусматривает штрафы за ввоз генно-модифицированной продукции для должностных лиц в размере от 10 до 50 тысяч рублей, а юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.