Как можно было избежать ЧП в Норильске
Что случилось в Норильске
29 мая на промышленной площадке ТЭЦ-3 «Норильско-Таймырской энергетической компании» (НТЭК, дочка «Норникеля») произошёл разлив примерно 20 тысяч тонн дизельного топлива. Нефтепродукты быстро проникли в почву и ближайшие водоёмы — реку Амбарная, которая обеспечивает водой один из районов города, а также озеро и реку Пясино, которая впадает в Карское море. А значит, под угрозой уже экосистема Ледовитого океана и всей Арктической зоны.3 июня по предложению главы МЧС Евгения Зиничева президент Владимир Путин объявил об установлении в Норильске чрезвычайной ситуации федерального уровня.
Соцсети опередили МЧС
Ещё на выходных в Интернете появился ролик, снятый местными жителями, на котором видно огромное бурое пятно солярки на водной глади реки. Горючее свободно растекалось по земле и воде целых два дня. Первый отряд госслужб прибыл локализовать бедствие лишь 1 июня. Тогда же в Норильске объявили режим ЧС муниципального уровня.
При этом «показания» МЧС, руководства предприятия и местных властей расходятся. Губернатор Красноярского края Александр Усс сообщил, что первые данные поступили 30 мая, но представители НТЭК заверили его, что ущерба экологии нет. И только к воскресенью, после того как местные жители завалили вопросами чиновников в соцсетях, вскрылся реальный масштаб бедствия. В среду мэр Норильска Ринат Ахметчин признался журналистам, что узнал обо всём в день аварии.Евгений Зиничев утверждает, что информация по линии ЕДДС поступила в МЧС 31 мая, а до того предприятие пыталось решить проблему своими силами. Руководитель НТЭК Сергей Липин уверял Владимира Путина, что они не скрывали факта аварии. В четверг в ТАСС попала копия его приказа от 29 мая о введении режима ЧС на предприятии. Из документа следует, что городское подразделение МЧС получило данные в день аварии. Президент поручил правоохранителям проверить всех, кто задействован в оповещении, и найти «слабое звено». Следственный комитет 4 июня возбудил уголовное дело по статье о халатности.Допустить сбой в системе оповещения МЧС невозможно, полагает член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.
«В любом ведомстве может быть человеческий фактор. Но в МЧС, я уверен, вопросы оповещения и своевременной передачи информации налажены на 100 процентов», — сказал он «Парламентской газете».По мнению сенатора, проблема, и весьма типичная, состоит в том, что крупный бизнес в России
«не всегда считает возможным вовремя проинформировать власть» о возникших проблемах. Он отметил, что ни одно предприятие не способно без помощи государства справиться с таким масштабным ЧП — нет у них ни полномочий, ни ресурсов. «Это показательный урок. Он получит серьёзное обсуждение и Госдуме, и в Совете Федерации», — заверил Клинцевич.Он допустил ужесточение законодательства в части ответственности должностных лиц при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Глобальное потепление — не аргумент
По предварительным данным МЧС, авария произошла из-за проседания свай фундамента, что повлекло разгерметизацию резервуара с топливом. Ту же версию назвали в НТЭК, добавив, что опоры под баком прослужили более 30 лет. В четверг эксперты компании нашли ещё одну цистерну с«большими трещинами». Её начали срочно опустошать. Она стоит рядом с лопнувшим резервуаром.
«Из-за летних аномально мягких температур, которые длились несколько лет, могло пройти растопление мерзлоты и могло произойти частичное проседание опор», — предположил 2 июня первый вице-президент компании «Норникель» Сергей Дяченко.Он также рассказал, что в последний раз резервуар ремонтировали в 2018 году, тогда же он прошёл экспертизу промышленной безопасности.
"Вечная мерзлота тает со скоростью 20-30 сантиметров в год, и проектировщики всегда должны учитывать это при строительстве объектов на Севере", рассказал «Парламентской газете» доктор технических наук, профессор кафедры системной экологии РУДН Владимир Тетельмин. «Но в данном случае глобальное потепление не является определяющим фактором», — полагает он.По словам профессора, катастрофу можно было бы предотвратить, если бы предприятие содержало оборудование в должном виде.
«Я видел, что этот резервуар ржавый и неокрашенный. Хотя на всех резервуарах для длительного хранения нефтепродуктов всегда должна быть свежая светоотражающая краска. У неё двойное назначение: отражать лучи, чтобы не было избыточного нагрева, а также защищать металл от коррозии», — пояснил эксперт.Он также уточнил, что срок службы подобных резервуаров обычно не превышает одного-двух десятков лет, тогда как прорвавшаяся цистерна явно служит ещё с советских времён. Кроме того, добавил Тетельмин, по правилам вокруг любого нефтехранилища следует создавать водонепроницаемые валы из глинистого грунта или покрытые плёнкой.
«Это делается как раз на случай, если произойдёт утечка, чтобы весь объём жидкости полностью разместился там. Этого сделано не было», — констатировал профессор.«Надзорных органов много, а беда случилась. Беда абсолютно непростительная», — резюмировал Владимир Тетельмин.