Феотудэй

Коронакризис: авторынок Крыма потерял 56% продаж за год

Корреспондент РИА Новости Крым разбирался, какова ситуация на рынке поддержанных и новых авто и чего ждать дальше.

В апреле вирус нанес сокрушительный удар по авторынку России. Особенно пострадали продавцы новых автомобилей. По оценкам аналитиков крупнейшей площадки по продаже авто Drom.ru, с апреля число реализованных автомобилей «только с конвейера» упало в четыре раза.

«Покупка нового автомобиля — дорогое удовольствие. В любой непонятной ситуации легче и разумнее придержать деньги, чем планировать покупку. Поэтому первичный рынок очень остро и быстро идет в пике при любых экономических сложностях в нашей стране, — поясняет аналитик портала Drom.ru Игорь Олейников. — Можно выделить характерный паттерн: в первый месяц начала кризиса новые авто скупаются быстро по старым ценам. Люди, которые накопили к этому времени нужную сумму или уверены в своей кредитоспособности, спешат вложить деньги, пока цена не поменялась. Дальше продажи практически останавливаются. Дилеры повышают цену, а покупатели понимают, что деньги нужно приберечь».

Вторичный рынок пострадал меньше, тут количество реализованных автомобилей сократилось «всего» в два раза, но майское «послабление режима» немного улучшило ситуацию в сегменте.

«В мае количество машин с меткой „проданные“ на нашей площадке увеличилось на 17% по сравнению с апрелем. Тем не менее, их число все равно на 5% меньше, чем в мае 2019 года, — рассказала РИА Новости Крым Елизавета Олофинская, пресс-секретарь сайта. — Общее число объявлений увеличилось на 8% по отношению к апрелю. Однако за два месяца режима самоизоляции было подано на 15% меньше объявлений о продаже б/у автомобилей, чем за аналогичный период 2019 года».

Чтобы прийти к таким выводам, аналитики проанализировали более миллиона объявлений за период март-май 2019 и 2020 годов.

Авторынок Крыма в режиме самоизоляции переживает достаточно серьезный кризис. Да, в мае количество продаж автомобилей выросло на 4,5% по сравнению с апрелем, но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года цифра сократилась на 56%.

Количество поданных объявлений о продаже автомобилей лишь подтверждает тенденцию: в мае по сравнению с апрелем число желающих продать авто выросло на 32%. В 2019 году объявлений о продаже было больше на 29%.

На предпочтениях крымчан коронакризис отразился мало: в тренде покупок те же автомобили, что и год назад. В топ-10 вошли Lada 2110, Lada Priora, Chevrolet Lanos, Lada 2107, Ford Focus, Lada 2106, Skoda Oktavia, Chevrolet Aveo, Lada 21099 и Lada Samara. То есть недорогие машины в основном отечественного производства.

Если отдельно выделить сегмент иномарок, то предпочтения крымчан выглядят так: Chevrolet Lanos, Ford Focus, Skoda Oktavia, Chevrolet Aveo, Daewoo Matiz, Daewoo Lanos, Kia Rio, Opel Astra, Volkswagen Passat и Huyndai Solaris. Опять-таки это достаточно бюджетные автомобили.

Сравним же ситуацию на крымском авторынке с другими регионами. Ближайший авторынок, который составляет серьезную конкуренцию крымскому, — краснодарский. Там в мае автомобилей продано на 38% больше, чем в апреле. Но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — падение продаж на 37%. Предложения в мае по сравнению с апрелем выросли на 30%, однако уменьшились по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 31%.

В Москве — аналогичные тенденции. В мае продаж больше, чем в апреле, но меньше, чем в тот же период прошлого года.

Дальше вот что: по прогнозам аналитиков, ситуация на авторынке вряд ли быстро выйдет из «крутого пике». Общие потери рынка в начале весны — более 40%.

«Стоит начать с того, что резкий рост курса доллара и евро, а также неопределенность относительно сроков окончания пандемии, условий карантина и состояния нашей экономики сильно повлияли на планы людей, — поясняет Игорь Олейников. — В марте на „Дроме“ проходил опрос, в котором приняло участие 14 тысяч человек. Его результат — 46% россиян среди тех, кто собирался купить машину, решили отложить покупку».

Если отдельно говорить о вторничном рынке, и там будет сниженный спрос.

«Вторичный рынок традиционно с запозданием реагирует на внешние факторы — работают другие законы. Подержанные авто стоят дешевле, они более ликвидны, их легче продать по той же цене, по который вы их купили. В среднем автомобиль на „вторичке“ продается за 14 дней. Это довольно быстро. Поэтому ситуация там меняется медленнее. Обычно рынок подержанных авто начинает показывать признаки замедления через два-три месяц с начала очередного кризиса», — говорит эксперт.

От кризиса, вызванного пандемией, пострадали не только сами продавцы, но и специалисты по автоподбору, которые пришли на смену уходящим с рынка «перекупам». Кто они? Это люди, которые за определенную плату ищут наиболее подходящую именно вам машину, учитывая бюджет и заявленные тактико-технические характеристики.

Андрей Высоцкий, крымский специалист из этой сферы, рассказал РИА Новости Крым, как пандемия отразилась на его работе.

«С момента начала самоизоляции все „умерло“, ни заказов, ни звонков, — рассказывает Андрей. — Перегонщики не могли работать, покупатели „притаились“, поскольку не знали, как дальше. А вот с июня началась работа».

По мнению автоподборщика, ситуация быстро начала стабилизироваться.

«Вкусы людей не изменились, бюджеты у всех разные, — говорит специалист. — За вчера я посмотрел автомобиль за 2 миллиона рублей и два автомобиля за 200 и 300 тысяч. Цены незначительно выросли вместе с долларом».

По его мнению, до «второй волны» пандемии ситуация вряд ли изменится.

«Особых изменений на рынке я уже не жду. У людей пока деньги есть, и они готовы покупать автомобили, — заверяет Андрей Высоцкий. — Автомобиль не предмет первой необходимости, можно и на автобусе ездить».

Многие, кто не может себе позволить новый автомобиль, решают что-то сделать со старым. Например, затюнинговать машину, придав ей новый и неповторимый вид.

Алексей Суботин, владелец одного из крымских тюнинг-ателье, рассказывает: в коронакризис работы меньше не стало, но стали меньше цены.

«Работы осталось столько же, — говорит Алексей. — Все стабильно. Мы закрывались, но только до момента, когда вновь разрешили работу автосервисов. Но цены прежними не остались, у людей денег нет, приходится „подвинуться“ на 20-30%».

По его словам, сейчас чаще всего любители тюнинга ставят пневмоподвески, хорошую музыку и «статику».

Лирическое отступление. Далеко не все знают, что же такое «статика». Это тюнинг автомобиля, при котором подвеска находится в статичном (лишенном движения) положении. Наверное, многие из нас видели «пузотерки» — заниженные донельзя автомобили с расширенными колесными аркам. Это «статика» — разновидность тюнинга под названием «стенс». Он, согласно самой распространенной версии, пришел к нам из Японии и стал логичным продолжением bosozoku. Отсюда, собственно, и проблема такого тюнинга в России и особенно в Крыму: в Японии дороги позволяют ездить на очень заниженных автомобилях. У нас нет.

Тюнинг машин в стиле известного блокбастера «Форсаж», когда автомобили «облепливали» спортивными бамперами и ставили спойлер размером с крыло Boeing-747, ушел в прошлое. Теперь в моде «расширенные» автомобили. Чаще всего изменениям подвергают иномарки средней ценовой категории.

«Сейчас возвращаются обвесы, но уже в другом стиле — Rocket bunny: автомобили с расширенным кузовом, широкими колесными арками. Все поменялось, — рассказывает Алексей. — Для понимания, минимальная цена комплекта расширения кузова — 150 тысяч рублей. Далее все зависит от дизайна, сложности и материалов».

Таким образом, коронакризис не обошел стороной авторынок, существенно снизив и покупательскую способность людей, и количество предложений. Тенденция затронула даже такие сферы как тюнинг автомобилей, дающий старому авто новую жизнь. Ну, или по крайней мере, новый облик.