Россиянам хотят запретить ходить за молоком с бидонами
Упаковка сменяет тару
Действующий СанПиН, который устанавливает требования к торговым объектам и обороту в них пищевых продуктов, применяется в России без малого два десятка лет — с 2002 года. В этом документе есть пункт, который позволяет торговцам отпускать продукты, не упакованные производителем, либо в обёрточных материалах (бумага, пакет и пр.), либо в чистую тару потребителя. Например, покупатель может попросить насыпать сахар или крупу, которые продают вразвес из больших мешков, в чистую банку, которую он принёс с собой. Можно также отсыпать в супермаркете овощи и фрукты в свой тряпичный мешочек, сходить за разливным молоком со своим бидоном и так далее.Однако в ближайшем будущем покупатели не смогут ходить в магазин «со своим». Это предполагает проект нового СанПиНа, который 11 июня опубликовал Роспотребнадзор. Возможность купить что-то в свою тару в документе вообще не упоминается. Отредактированная норма позволяет отпускать нефасованные товары только с использованием "потребительской упаковки, соответствующей требованиям технического регламента«.Похожие нормы сейчас действуют в санитарных правилах для общепита, то есть кафе, ресторанов и столовых. Они обязаны упаковывать кулинарные изделия при продаже в потребительскую одноразовую упаковку. Эта упаковка должна соответствовать ГОСТу и техническому регламенту Таможенного союза. Например, она должна быть чистой, не влиять на вкус и запах продуктов и так далее. Соответственно, в кафе или буфете должны быть документы, подтверждающие соответствие упаковочных материалов всем требованиям. «В случае отпуска кулинарной продукции в тару покупателя организация общественного питания соблюдение данных требований обеспечить не может», — поясняет Роспотребнадзор в «Справочнике потребителя». Как видим, теперь такие же правила готовят для продуктовых магазинов и рынков.
Нам не нужен лишний пластик
Глава Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов обратил внимание на исчезновение «тары потребителя» из проекта нового СанПиНа. В связи с этим 2 июля он направил главе Роспотребнадзора Анне Поповой депутатский запрос с просьбой доработать документ. Позднее он опубликовал его на своей странице в Instagram. В запросе Бурматов отмечает, что за последние десять лет объёмы твёрдых коммунальных отходов (ТКО) в стране выросли почти на 40 процентов и в прошлом году составили 70 миллионов тонн. Доля одноразовой упаковки в них составляет до 30-40 процентов. Учитывая, что более 95 процентов ТКО в России свозят на полигоны для захоронения или на стихийные свалки, можно понять, какой урон природе наносят миллионы одноразовых пакетов и прочих полимеров. Депутат также указывает на роль розничной торговли в борьбе с лишним пластиком: именно она способна формировать «устойчивую модель безотходного товарооборота», говорится в его запросе.Новый СанПиН позволит только нарастить обороты производства упаковки, полагает бывший главный санитарный врач России, первый зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко. «То, что эта запись [в проекте СанПиНа] работает явно на производителей упаковочной тары — это очевидно», — сказал он «Парламентской газете».
По словам депутата, категоричность, которая заложена в проекте новых санитарных правил, совершенно не уместна. «Эти нормы нужно обсуждать и смотреть исходя из контекста», — добавил он.
Экопотребление надо поощрять
Учитывая, что одноразовые пакеты в большинстве торговых точек давно стали бесплатными, со своей тарой на шопинг ходят в основном те россияне, кто пытается бороться с засильем пластика и полиэтилена.«Люди не хотят плодить мусор вокруг себя, они хотят более высоких экологических стандартов, более экологичного потребления. Многие ходят в магазины со своими авоськами, в кофейни — со своими стаканчиками, в супермаркеты — со своими контейнерами и просят сложить продукт туда, а не на подложки из поливинилхлорида», — пояснил «Парламентской газете» Владимир Бурматов.
По мнению депутата, экологичное потребление в России — движение массовое и востребованное. Статистика же говорит о том, что поведение массового потребителя пока только начинает меняться в лучшую сторону.Так, в июне прошлого года ВЦИОМ сообщил, что 85 процентов россиян готовы полностью или частично отказаться от использования пластиковых пакетов. Также опрос показал, что 66 процентов респондентов почти всегда или иногда используют пакеты повторно. Вместе с тем только 18 процентов складывают покупки в свои обычные сумки и рюкзаки, и ещё 9 процентов — в тканевые сумки-шопперы, тогда как 68 процентов используют полиэтиленовые или целлофановые пакеты.В августе 2019 года одна небольшая компания, реализующая молочную продукцию в Москве и Подмосковье, сообщила, что прекращает использовать в столице автоматы, продающие молоко в розлив. На такой шаг она пошла в связи с решениями столичных властей и контролирующих органов, отмечается на её сайте. При этом компания отметила, что только 30 процентов её клиентов использовали свою тару при покупке молока в автоматах, остальные каждый раз приобретали пластиковые бутылки. Тем не менее интерес россиян к снижению объёма пластикового мусора растёт. В январе 2020 года один из крупнейших интернет-магазинов России сообщил, что заказы тканевых сумок-шопперов и авосек выросли на 700 процентов по сравнению с прошлогодним показателем. Более чем вдвое выросли продажи многоразовых пакетов и тканевых мешочков для овощей и фруктов, термокружек и металлических соломинок для напитков, писала Газета.ру.В такой ситуации государство не должно создавать людям лишних препятствий и стимулировать производство полимерной упаковки, убеждён депутат Владимир Бурматов.«Люди берут на себя дополнительную ответственность, а в итоге сталкиваются с дополнительными сложностями. За то, что они повторно используют контейнеры, им нужно спасибо сказать, поощрять их в этом», — призвал депутат.