Редакция
Редакциядобавляет новость, 10 часов назад
Редакция
Редакциядобавляет афишу, 11 часов назад
Редакция
Редакциядобавляет афишу, 11 часов назад
Живая лента

Привычка против природы: почему экологи Крыма ругаются с заповедником

Описание

«Ялтинский заповедник — не полигон для квадроциклов!». С https://crimea.ria.ru/society/20200723/1118536178/U-okhrannoy-zony-Zolotogo-plyazha-pod-Feodosiey-poyavilis-granitsy.htmlобращением под таким лозунгом выступила Крымская республиканская ассоциация «Экология и мир», ознакомившись с принятым и опубликованным Положением о Ялтинском заповеднике. А вот руководство самой природной территории уверяет, что, напротив, максимально снизило нагрузку на природу. РИА Новости выяснило, почему экообщественники и управляющие природой не сошлись во мнениях.

Привычка против природы: почему экологи Крыма ругаются с заповедником

Положение о государственном природном заповеднике «Ялтинский горно-лесной», который с недавних времен входит в структуру ФГБУ «Заповедный Крым» наряду с еще пятью крымскими заповедными территориями федерального уровня, было принято в середине июля. Местные экологи изучили его — и остались крайне недовольны: по мнению ученых — членов ассоциации документ «допускает грубое нарушение режима особой охраны» природной территории.

«В Положении предлагается организовать и оборудовать среди экскурсионных экологических троп и маршрутов: два маршрута для снегоходов, три маршрута для квадроциклов, две веломототропы и один мотомаршрут, роупджампинг „Ай-Петри“ и „Шаан-Кая“, джип-тур, горнолыжный подъемник и тюбинг, — перечислили в своем обращении члены ассоциации. — Эксперты КРА „Экология и Мир“ заявляют, что это негативно скажется на почвенно-растительном покрове, животном мире уникальных и уязвимых природных комплексов яйл и горных лесов на территории заповедника».

Предлагаемые маршруты, по мнению специалистов организации, совершенно не подходят под определение «экологических» и не имеют отношения к задачам, которые должен выполнять заповедник.

«Появление таких маршрутов ведет к разрушению самой идеи заповедности и формированию в общественном сознании представления о заповеднике как о „полигоне“ для экстремального туризма, — заявили специалисты организации. — Режим особой охраны территории заповедника предполагает наиболее строгие ограничения деятельности человека среди ООПТ всех категорий».

Экологи предупредили, что уже направили аналогичное обращение в Минприроды России, общественный совет при федеральном ведомстве, Комитет по экологии и природным ресурсам крымского парламента и руководству самой управляющей организации.

«Заповедник — не полигон для экстремального туризма, а храм природы», — заключили ученые.

В одном из разделов документа, с которым ознакомился РИА Новости Крым, действительно, из 76 зон, где так или иначе могут находиться люди, не работающие в заповеднике, кроме туристических троп, стоянок, интересных людям природных объектов — озер и водопадов — числятся те самые маршруты «для вездеходной техники», которые так возмутили экологов. Большинство из зон, судя по документам, располагаются на Ливадийском участке заповедника, единицы — в Гурзуфском.

Тем не менее, в самом ФГБУ «Заповедный Крым» не считают, что утвержденные маршруты для квадроциклов и мотоциклов пагубно скажутся на заповедных территориях. Напротив, строгое соблюдение установленных «трасс» позволит локализовать воздействие человека на окружающую среду и убережет от транспортного разгула те участки заповедника, где сейчас растут редкие растения и обитают дикие животные.

«У Ялтинского заповедника есть одна неприятная, но неизбежная особенность: его границы проходят строго по границам населенных пунктов, — пояснил РИА Новости Крым директор „Заповедного Крыма“ Андрей Бородин. — То есть, например, вы проживаете в одном из южнобережных поселков, в многоквартирном доме. Вы отпускаете детей погулять, они выходят из дома, отходят на пять метров — и уже попадают на территорию ООПТ с самым высоким режимом охраны, где в принципе нельзя находиться, как минимум, без разрешения».

По словам руководителя ведомства, проблема этой наиболее популярной и у туристов, и у местных жителей природной территории в том, что за прошедшие украинские годы заповедник перестал быть единой, обособленной территорией.

«Заповедник в свое время просто порезали на куски, разорвали — по-другому не скажешь. Сейчас это 198 участков, между которыми есть все: дороги, населенные пункты, линии электропередач, газопроводы, какие-то непонятные частные дома, — перечисляет Бородин. — И если мы, например, завтра возьмем и закроем территорию в соответствии с охранным режимом, то нам понадобится минимум 200 человек, чтобы расставить их по периметру и никого туда не пускать. А между тем у меня на столе лежит десятка два обращений от неравнодушных граждан, которые просят разрешить им „просто гулять по лесу“ — там, где им хочется, заметьте! А не там, где у нас установлены маршруты».

Путь жестких и принципиальных ограничений в данной ситуации, к сожалению, недопустим, уверен директор «Заповедного Крыма»: это просто приведет к массе прямых конфликтов с местным населением, которое за многие годы привыкли пользоваться заповедной землей так, как им хочется, без ограничений и условий.

«Нам хочется, в первую очередь, соблюсти федеральный закон, который регламентирует деятельность на особо охраняемой природной территории, и в то же время не ущемлять жестко права людей, которые многие лета эту территорию использовали. Это сложный компромисс, — признает Андрей Бородин. — При этом мы хотим минимизировать тот ущерб, который наносится природе. И с помощью системы маршрутов мы его уменьшаем настолько, насколько возможно».

Другой вопрос — будут ли эти маршруты соблюдаться теми, кто привык ко вседозволенности. В этом случае у заповедника есть свои «козыри»: постоянное патрулирование и КоАП.

«Государственная инспекция работает 24 часа в сутки и обеспечивает постоянный контроль. Если человек выезжает за пределы установленных маршрутов, то это нарушение КоАП в соответствии со статьей 8.39 („Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на ООПТ“ — ред.). Если это физическое лицо, то предусмотрен штраф в размере 3000-4000 рублей, при этом мы имеем полное право изъять транспортное средство и поставить на штрафстоянку как предмет, которым был нанесен вред. Конечно, мы не можем его конфисковать, но, думаю, что те затраты, которые понесет человек при его возврате, будут настолько значительными, что в следующий раз он не рискнет это сделать», — заключил Бородин.

Источник

РИА Новости Крым
Опуб. 31 июля 2020
167
0
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Читайте также

Популярные фото Феодосии