Адвокатов берут под защиту
Состязательность и равноправие
Логика Минюста такова: раз адвокаты выступают в качестве равноправных участников уголовного процесса с прокурорами, значит, их надо уравнять в правах во всём, включая гарантии неприкосновенности и личной безопасности при осуществлении ими профессиональной деятельности.В России уже предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование деятельности журналистов (статья 144 УК РФ), суда, прокурора, следователя или дознавателя (статья 294 УК РФ) — за это грозят штрафы, принудительные работы, а то и тюремное заключение. «При этом отсутствует ответственность за вмешательство в профессиональную деятельность адвоката», — сказано в пояснительной записке к документу.
По мнению председателя Комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Андрея Клишаса, инициатива подчёркивает необходимость единства правового регулирования вопросов противодействия вмешательству в деятельность суда, адвоката, прокурора и следователя.Авторы документа предлагают ввести уголовную ответственность, если вмешательство в деятельность адвоката «повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства». Таким образом, считает сенатор Клишас, "обоснованно ограничивается сфера применения новой нормы«.Он также отметил, что, согласно статье 123 Конституции, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В беседе с «Парламентской газетой» политик заявил, что возглавляемый им комитет поддерживает "концепцию законопроекта, направленного на реализацию этого конституционного принципа«.За воспрепятствование деятельности адвокатов Минюст предлагает наказывать штрафом до 80 тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 360 часов, или одним годом исправительных работ. За то же деяние, совершённое группой лиц, предлагается наказывать штрафом до 300 тысяч рублей, исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на тот же срок.
Доступ к материалам дела открыт
Помимо введения уголовной ответственности, Минюст предлагает внести ряд изменений в УПК: адвокаты получат право выписывать из материалов дела любые сведения, снимать за свой счёт копии, а также смогут самостоятельно осуществлять аудио- и видеозапись следственных действий с участием обвиняемого. В пояснительной записке указано, что законопроектом также предлагается «закрепить обязанность органов расследования гарантировать защитнику участие в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству подозреваемого или обвиняемого, а также гарантировать участникам процесса возможность приобщения к материалам уголовного дела представляемых ими заключений специалиста и иных документов». Также ведомство предлагает дополнить статью 450 УПК РФ новой частью, которая устанавливает порядок проведения обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката.Как утверждает первый зампред Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков, о состязательности судебного процесса невозможно говорить, если у адвоката нет возможности вносить ходатайства, требовать проведения экспертиз, быть допущенным к получению информации."Важно расширить права адвокатуры, чтобы они могли более полно защищать своих клиентов, — говорит Вячеслав Лысаков. — Это прогрессивный, правильный взгляд. Уверен, что Госдума и наш профильный комитет поддержит это предложение".Важно расширить права адвокатуры, чтобы они могли более полно защищать своих клиентовПо словам члена Адвокатской палаты Московской области Дмитрия Зацаринского, сейчас их работа слабо защищена действующим законодательством. Например, для должностных лиц, не ответивших на адвокатский запрос, предусмотрен лишь штраф пять тысяч рублей."Мы выполняем важную функцию — представляем интересы граждан, обеспечиваем соблюдение законности, — напомнил Зацаринский. — Принятие такого закона — это реальный и серьёзный шаг на пути развития России как правового государства".Авторы документа убеждены, что принятие поправок поможет обеспечению действенной реализации права на получение квалифицированной юридической помощи, а также укреплению престижа и повышению эффективности адвокатской деятельности.