Ждали более ста лет: Северо-крымский канал придумал фантаст
Изображения
Описание
Первым на вопрос: «Где взять воду?», попытался ответить в 1846 году директор Никитского ботанического сада Христиан Стевен. Его проект по отведению вод Днепра в Северный Крым был представлен Министерству государственного имущества, и… отклонен. И не только потому, что сумма в 40 миллионов рублей казалась неподъемной. Не решена была главная задача: как заставить воду течь вверх — ведь северный Крым находится на десятки метров выше русла Днепра.
Последующие идеи о том, как напоить Крым, были скромнее. Проводились ревизии всех источников, предлагалось беречь имеющиеся, восстанавливать и расчищать утраченные. Благодаря профессору Николаю Головкинскому, стороннику строительства артезианских колодцев, в степном Крыму расширялись орошаемые площади. Но этого было мало.
В начале прошлого века население полуострова не достигало 740 тысяч человек. И в «сухие» годы воды не хватало не только в степном Крыму и в хронически маловодном Восточном.
Город страдает от безводья, так как дара художника Айвазовского — бассейны, дающие в сутки до 50 000 ведер, — оказалось недостаточно«.
: «Постановление ялтинской городской думы об обязательной поливке и очистке улиц средствами домовладельцев, утвержденное губернатором, ставит последних в крайне тяжелое положение. Особенно трудно будет осуществить поливку улиц при постоянном отсутствии воды в нашем водопроводе».
: «В Севастополь вследствие засухи начался водяной голод; в водопроводе вода имеется лишь утром; на северной стороне несколько дней водопровод совершенно не действует; население бедствует».
Примерно в это время специалисты снова начинают работать над проектами подачи днепровской воды в Таврическую губернию. Но только на ее материковую часть, нынешнюю Херсонскую область. С Крымом по-прежнему грустно: сложная задача «поднятия» канала решаема только в теории. А на практике стоимость воды из Днепра оказывается золотой. В общем, идея канала для Крыма по тем временам — что-то из области фантастики.
И решил ее… писатель-фантаст.
На самом деле писал рассказы про будущее Вадим Дмитриевич Никольский в свободное от работы время. А по основной специальности он был инженером-гидрологом. Жил не в Крыму, но бывал здесь, собирал необходимые сведения. И вообще вопрос обеспечения Крыма днепровской водой показался ему достойным вызовом. Свой проект он начал разрабатывать в 1914 году. Прошло пятнадцать лет, прежде чем он смог представить его крымской власти.
Крым, 1929 год. На полуострове начинается эпоха строительства водохранилищ. В балке Базар-Джалга уже построено Первомайское водохранилище, готовится котлован под Аянское, одобрено решение по созданию Чернореченского. Но с крымскими циклами, когда за «сухими» годами следуют изобильные, нужны совсем другие объемы.
И вот, на заседании Совнаркома КрымАССР выступает инженер Никольский. Докладывает о том, что даст приход днепровской воды: расширение площади садов, прекращение регулярной гибели посевов овощей, возможность выращивать новые культуры. Например, сахарную свеклу, которая при «сухом» земледелии просто отказывается расти.
Никольский подачу в Крым воды видел так: плотина на Днепре у Каховки, система насосных станций, и магистральный канал к реке Каланчак у Перекопа. Инженер предлагал там же, в районе Перекопа, использовать две природные впадины для создания наливных водохранилищ. Если без них, то просто вести магистраль по северной части полуострова. Или сделать канал насколько коротким, всего в 95 км, чтобы он заканчивался у западной части Сиваша. При таком варианте он предлагал закрыть залив земляной дамбой, прекратив туда доступ соленой воды. А после рассолонения создать в этом месте мощное водохранилище объемом до 6 млрд кубометров, куда и будет поступать днепровская вода. И уже из этого водоема организовать систему подачи на орошаемые земли.
Самому Вадиму Никольскому очень нравилось последнее решение. Но настоящий канал много лет спустя реализовали по варианту магистрали через Перекоп у одноименных реки и села.
Кто знает, сложись все по-другому, возможно, канал начали бы строить еще до войны — по эконом-варианту с перекрытием Сиваша. Но автор проекта Вадим Никольский был в конце 30-х годов арестован. Обвиняли его в шпионаже. И, по одним сведениям, автор проекта большой воды для Крыма был расстрелян в 1938, по другим, умер в заключении в 1941-м.
— Северо-Крымский каная является самой длинной искусственной рекой в Европе, его длина, от Каховки до Керчи — 402 км.
— Пуск днепровской воды в Крым по основному руслу до Перекопа состоялся 9 октября 1963 г. 17 октября она была пущена через границу с Крымом.
— Первая очередь канала представляла собой магистральное русло и отходящие от него Азовский и Раздольненский рисовые каналы, а также оросительные системы. Закончена она была в 1978 г.
По Северо-Крымскому каналу Крым получал 1,8 млрд кубометров воды в год, почти в два раза больше, чем могли дать все местные источники.
«Одновременно со строительством магистрального русла и отводящих каналов в Крыму готовили площади под сельскохозяйственные культуры, — рассказала завкафедрой экономической теории Крымского федерального университета, автор книги „Ретроспективы экономических экспериментов в Крыму: уроки и успехи“ Наталия Симченко. — Ведь до 85% днепровской воды как раз и направлялось на нужды сельского хозяйства. На полуострове была создана новая отрасль — орошаемое земледелие».
На полуострове стало возможным выращивать рис, который требует очень много воды. На рисовые чеки, кстати, уходило до 60% воды, предназначенной для орошения. Именно Крым стал главным рисовым снабженцем Украины, поставляя 90% этого продукта. За четверть века зерновые, которые вообще на поливных землях не выращивались, заняли треть всех посевов.
«Если до 1960-1965 годов поливные земли были в основном заняты овощами, садами, виноградниками, то в 1970-1987 гг. ведущими культурами стали зерновые и кормовые культуры, — объяснила Наталия Симченко. — Это было очень важно для развития животноводства. Подсчитано, что затраты на создание орошаемых пастбищ окупаются за три года. С 1964 по 1990 годы производство сельскохозяйственной продукции увеличилось в 4,8 раза».
До прихода «большой воды» в Крыму собирали урожай пшеницы по 10-12 центнеров с гектара. На поливных землях урожайность выросла в 9 раз: до 90 ц/га!
Северо-Крымский канал прямо и косвенно влиял на всю промышленность Крыма. Например, на жилищное строительство: в степную часть полуострова, в совхозы и колхозы переезжали переселенцы. Им требовались дома, школы, больницы, клубы и многое другое. Курортная отрасль отныне могла рассчитывать на снабжение местными продуктами.
И, между прочим, Крым получил свой шанс омолодиться. Не секрет, что после войны и депортации нескольких народов полуостров потерял около половины всего населения. Переселенцы, которых привозили из Украины и Центральной России быстро улучшить демографическую ситуацию не могли. Тем более, что значительная часть возвращалась, не приспособившись к местным условиям. Но всесоюзная стройка Северо-Крымского канала, отметила Наталия Симченко, привлекла тысячи комсомольцев. Средний возраст строителей достигал 27 лет. За десятилетие, с 1959 года, население Крыма выросло на полмиллиона человек: за счет родившихся и переехавших.
Экономическое оживление потянуло за собой увеличение доходов крымчан. Это видно по росту покупок таких товаров, как радиоприемники, велосипеды, мотоциклы, холодильники, швейные машинки. Годовой бюджет многих колхозных семей приближался к 5 тысячам рублей.
«Но днепровская вода принесла и негативные последствия, — отмечает Наталия Симченко. — В первые годы потери в воды в канале, имевшем земляное русло, составили, по подсчетам специалистов, до 1 млрд кубометров. Это вызвало повышение уровня грунтовых вод. Это приводило к засолению и заболачиванию пахотных земель. Под угрозой подтопления оказались населенные пункты, расположенные в зоне действия магистрального канала и его ветвей. Проблему решали, забетонировав дно канала, предусмотрев дренаж. Сыграло негативную роль повешение норм потребления воды. Избыток воды, сбрасываемый через дренажную сеть в Сиваш, соляные озера, заливы моря, вызывал их опреснение. Сбросы загрязненных вод, содержащих нитраты и пестициды, приводили к заражению и зарастанию водоемов».
Но тогда в глазах крымчан и экономистов очевидные плюсы водного изобилия перевешивали минусы. Особо очевидными эти плюсы становятся и сейчас, когда вода в Крыму — уже на вес золота.