Феотудэй

У контролёров появится лицо — юридическое

— Анатолий Дмитриевич, судя по длинному перечню уточнений в вашем законопроекте, внесённом в Госдуму 29 сентября, — начиная от доступа контрольно-счётных органов (КСО) к государственным информационным системам и заканчивая их участием в оценке потенциальных возможностей реализации и результатов выполнения госпрограмм — за последние годы они сталкивались с множеством проблем при реализации своих полномочий. Вы двадцать лет были губернатором Калужской области, наблюдали за становлением КСО, насколько они эффективны сегодня? И полностью ли закрывает предложенный законопроект правовые пробелы, связанные с их деятельностью?

- Действительно, подготовленный проект федерального закона получился достаточно объёмным — предлагается внести поправки в половину статей действующего федерального закона.

В то же время несправедливо, на мой взгляд, было бы давать сугубо негативную оценку действующему Закону «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Его принятие в 2011 году создало необходимую законодательную основу для формирования контрольно-счётных органов субъектов Федерации и муниципальных образований, превращения их деятельности в важный фактор социально-экономического развития территорий. Всё это в полной мере относится и к Калужской области. В работе губернатора контрольно-счётные органы играют очень важную роль, помогая увидеть уязвимые места в бюджетном процессе.

Жизнь не стоит на месте — за прошедшие годы контрольно-счётные органы накопили большой опыт контрольной и экспертно-аналитической деятельности, вышли на новый уровень работы.

Произошли также изменения в подходах к государственному управлению, внедрены новые методы решения задач, основанные на стратегическом планировании. Значительные изменения претерпело бюджетное законодательство, являющееся правовой основой для регулирования организации и деятельности контрольно-счётных органов. Вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации», существенно расширивший полномочия Счётной палаты Российской Федерации, в том числе в отношении контрольно-счётных органов.

В общем, внесение изменений назрело. При этом большинство поправок включено в законопроект по предложению региональных КСО, поддержано Ассоциацией контрольно-счётных органов и Счётной палатой Российской Федерации.

Что касается полноты решения проблемы, то мы надеемся прежде всего на конструктивную работу в период рассмотрения законопроекта в Государственной Думе. И, безусловно, после принятия поправок мониторинг правоприменительной практики также будет продолжен.

- Чем поможет КСО их автоматическое наделение статусом юрлиц без одобрения представительными органами власти? Случается, что депутаты на местах препятствуют тому, чтобы ревизоры получили больше ресурсов для проверок целесообразности расходования бюджета?

- Прежде всего следует отметить, что контрольно-счётные органы субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 3 действующей редакции Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» уже обладают правами юридического лица.

В подготовленном нами законопроекте предлагается наделить правами юридического лица по умолчанию контрольно-счётные органы муниципальных образований. Причём речь идёт только о достаточно крупных муниципальных образованиях — в статусе муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением.

Также подчеркну, что данная поправка внесена по инициативе Союза муниципальных контрольно-счётных органов, представители союза активно отстаивали её на всех совещаниях, посвящённых совершенствованию законодательства. По нашему мнению, её принятие будет способствовать повышению гарантий независимости и самостоятельности контрольно-счётных органов муниципальных образований, а значит, и более эффективной их работе.

- По законопроекту КСО получают возможность контролировать внутренний и внешний долг регионов и муниципалитетов, оценивают риски при достижении целей социально-экономического развития территорий, выдают заключения о целесообразности предоставления льгот и многое другое. Ликвидируется возможность привлечь к ответственности за невыполнение представлений контрольно-счётных органов об устранении выявленных недостатков по региональному законодательству. Спрашивать с виновных в нарушениях будут по законам Российской Федерации. В связке такие поправки дают довольно мощный антикоррупционный инструмент. Ждёте противостояния с местными чиновниками? Часть из них вряд ли обрадуется лишению некоторых возможностей для финансовых манёвров.

- Действительно, законопроектом предусматривается внесение в перечень полномочий контрольно-счётных органов субъектов Федерации и муниципальных образований существенных изменений, направленных как на дополнение его новыми полномочиями, так и на уточнение ранее установленных. Важно и то, что повышается ответственность за невыполнение представления и предписания контрольно-счётного органа — теперь она будет установлена законодательством Российской Федерации.

Уверен, что эти нововведения не вызовут негативной реакции местных чиновников. Более того, с учётом своего опыта считаю, что подавляющее большинство руководителей регионов поддержит наши предложения, поскольку они направлены на совершенствование работы контрольно-счётных органов и, в конечном счёте, помогут обеспечить субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям эффективный контроль за использованием бюджетных средств и иных ресурсов.

Что касается тех местных чиновников, которые, как вы говорите, склонны к «финансовым манёврам», — им придётся в случае принятия закона перестраивать свою работу.

- Расширение полномочий КСО, формирование их штатов по необходимости и представлению руководителей этих служб, что также прописано в законопроекте, потребует привлечения новых специалистов и новых расходов региональных и местных бюджетов. Согласно документу, они обязаны обеспечить контрольно-счётные органы материально-технической базой для работы, платить аудиторам и инспекторам зарплаты не ниже, чем госслужащим соответствующего ранга. А в финансово-экономическом обосновании законопроекта сказано, что он не потребует дополнительных расходов из госказны и бюджетов субъектов РФ. Наверняка Правительство попросит вас спрогнозировать затраты. Может быть, такие расчёты уже проводятся, чтобы дополнить ими инициативу?

- При подготовке законопроекта важно было закрепить в нём принципиальные положения о расширении полномочий контрольно-счётных органов и повышении социальной значимости контрольно-счётной деятельности в регионах. В связи с этим на данный момент выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств, что предусмотрено статьёй 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не требуется. Это нашло отражение в финансово-экономическом обосновании законопроекта.

В то же время, несмотря на то что ситуация с материально-технической базой контрольно-счётных органов, штатной численностью сотрудников, уровнем обеспечения их социальных гарантий в регионах различна, руководству субъектов Федерации и муниципальных образований предстоит изыскать необходимые резервы для решения задачи по обеспечению нормальной работы КСО.

Мы постараемся в процессе дальнейшей работы над законопроектом совместно с Правительством Российской Федерации и представителями регионов оценить необходимые затраты.

Можно, однако, с уверенностью утверждать, что эти затраты впоследствии многократно окупятся, поскольку эффективный контроль — это важнейший инструмент системы управления.