Регионам мало не покажется?
Что год грядущий нам готовит
Антикризисные меры поддержки россиян и национальной экономики, которые кабмин и законодатели оперативно отработали весной — начале лета, позволяют надеяться, что спад ВВП будет менее динамичным чем ожидалось ранее. По прогнозам Правительства, в отсутствие новых эпидемиологических шоков падение экономики по итогам 2020 года составит 3,9%, тогда как, по оценкам МВФ, снижение ВВП в США составит 8%, в Германии — 7,8%, во Франции — 12,5%, в Великобритании — 10,2%.Цифры означают угасание мировой экономической активности и, как следствие, падение спроса на энергоносители. Прогноз предполагает, что если до конца года добыча нефти будет производиться в соответствии с текущими условиями сделки ОПЕК+, то уже с мая 2022 года начнется рост показателей в этой сфере. Благодаря образовавшемуся из сокращения добычи дефицита нефти уже в 2021 году, вероятно, подрастут нефтяные котировки на среднесрочном горизонте. Однако динамику роста стоимости нефти марки «Юралс» кабмин оценивает сдержанно: 45,3 долларов — в 2021 году, 46,6-47,5 долларов — в 2022-2023 годах.Такая консервативная оценка связана с сохранением неблагоприятной эпидемиологической ситуации в значительном количестве стран и неопределенностью ее дальнейшего развития, а также ожидаемым слабым восстановлением спроса (в том числе со стороны транспортной отрасли с учетом сохранения ограничений на перемещения населения и развития дистанционных форм занятости).Умеренное ослабление валютного курса ожидается на протяжении всего прогнозного периода (по прогнозам, за доллар будут давать в 2021 году 72,4 рубля, в 2022 году — 73,1 рубля, в 2023 году — 73,8 рубля). При этом в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта. В соответствие с базовым прогнозом социально-экономического развития страны, ВВП в 2021 году вырастет на 3,3 процента, до 115,53 трлн рублей, в 2022 году — на 3,4 процента, до 124,22 трлн рублей, и в 2023 году — на три процента, до 132,82 трлн рублей. При этом инфляция в течение трёх лет не превысит четырёх процентов.
На фоне повышения экономической активности и роста занятости в 2021 году ожидается восстановление реальных заработных плат (2,2%) и реальных располагаемых доходов населения (на 3%) с последующим их выходом на траекторию устойчивого роста на уровне 2,3-2,5% в 2022-2023 годах. Улучшение ситуации с доходами граждан будет способствовать устойчивому повышению потребительской активности в среднесрочной перспективе, отмечается в прогнозных документах кабмина.
В Минфине считают это важным
Прогнозируемый экономический спад в текущем году составит 3,9% ВВП, но Правительство, судя по проектным цифрам намерено выполнить свои обязательства по поддержке регионов, а также распределения бюджетных средств по всем объектам капстроительства в федеральной адресной инвестпрограмме (ФАИП), которая год от года становится объектом критики Счетной палаты по темпам освоения государственных денег. Причем, это касается не только новых объектов недвижимости, но и приобретаемых, пояснили «Парламентской газете» в Минфине.«Также в проекте бюджета предусмотрены субсидии российским организациям для возмещения части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота и на техническое оснащение общеобразовательных организаций оборудованием, необходимым для выполнения образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», — уточнили в пресс-службе министерства.Помимо этого в бюджете зарезервированы средства на модернизацию первичного звена здравоохранения в части обновления матбазы фельдшерско-акушерских пунктов и закупку служебного автотранспорта для работающих в них фельдшеров, отметили в ведомстве. Деньги также предусмотрены на закупку транспорта для доставки больных, проживающих на территориях с низкой плотностью населения, в государственные и муниципальные больницы.Собеседник «Парламентской газеты» также подчеркнул, что Минфин продолжит работу по совершенствованию налогового законодательства для стимулирования применения регионами инвестиционного налогового вычета на своих территориях. В проекте бюджета уже предусмотрены деньги на частичную компенсацию выпадающих доходов регионов от применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль организаций.
Горячее питание — школьникам, врачам и педагогам — компенсации
Меры бюджетной поддержки в следующие три года коснутся в полной мере и бесплатного горячего питания для школьников младших классов, на которое кабмин намерен перечислить субъектам в 2021 году 59,2 млрд рублей, в 2022 году — 62,5 млрд рублей, в 2023 году — 62,1 млрд рублей.
В то же время субсидии на единовременные компенсационные выплаты учителям, прибывшим на работу в сельские населенные пункты в 2021 году составят 1,1 млрд рублей, в 2022 году — 1,05 млрд рублей, в 2023 году — 1,03 млрд рублей. На единовременные компенсационные выплаты переехавшим на работу в село врачам и фельдшерам в следующую трехлетку бюджетные субсидии ежегодно составят порядка 5,9 млрд рублей.Дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов бюджетов субъектов РФ на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в 2021-2023 годах составят 90 млрд рублей ежегодно. На борьбу с социально значимыми инфекционными заболеваниями в следующие три года регионам перечислят 6,9 млрд рублей. За счет субсидий, в частности, планируется закупить диагностические средства для выявления чувствительности микобактерии туберкулеза, оборудование и мониторинг лечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя. Также предполагается закупка диагностических средств для выявления и мониторинга лечения ВИЧ-инфицированных.Региональные субсидии на развитие паллиативной медпомощи в 2021-2023 году превысят 3,6 млрд рублей, в 2022-2023 годах составят 10,8 млрд рублей.
Интересы регионов должны быть учтены полностью
Если в целом оценивать проект бюджета, то можно сказать, что кабмину более-менее удалось сбалансировать сокращение расходов по статьям, мало касающимся социального и экономического самочувствия россиян, с увеличением трат на меры, которые непосредственно затрагивают их интересы.Так, согласно проекту основного финансового закона страны, объем межбюджетных трансфертов на реализацию нацпроектов предусмотрены в 2021 году в объеме 697,6 млрд рублей (уменьшение на 43,9 млрд рублей), в 2022 году — 692,2 млрд рублей (увеличение на 11,4 млрд рублей), в 2023 году — 704,4 млрд рублей (увеличение на 12,2 млрд рублей). При этом дотации на сбалансированность бюджетов в 2021 году составят 30,2 млрд рублей, в 2022 году — 32,9 млрд рублей, в 2023 году — 37,2 млрд рублей.Тем не менее, остаются вопросы. Так, при рассмотрении в сентябре ряда бюджетообразующих законопроектов, связанных с донастройкой налогов на дополнительный доход нефтяников и добычу полезных ископаемых, думские депутаты обратили внимание, что из-за непредвиденного маневра регионы в целом могут недополучить 500 млрд рублей. В Минфине пообещали найти источники недостающих средств, о которых, возможно, расскажет парламентариям Антон Силуанов в понедельник.
Сенаторы обещают быть придирчивыми в этом вопросе и настаивать на максимальной сбалансированности региональных бюджетов по доходам и расходам. А с этим все так однозначно, так как недотационными сегодня являются только 12 субъектов РФ. Как пояснил «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Сергей Рябухин, «если объем межбюджетных трансфертов сократится, то регионы не смогут выполнить свои социальные обязательства, в том числе по образованию и здравоохранению». Вторым важным пунктом при обсуждении будущего бюджета сенатор отметил необходимый объем средств для выполнения национальных целей и задач.
Где-то сократили, где-то добавили
На фоне хотя и незначительного сокращения объемов финансирования по 10 из 12 нацпроектов, в самих госпрограммах наблюдается качественное перераспределение средств с повышением отчислений по определенным направлениям, логику которых законодателям предстоит еще осмыслить. Так, в рамках нацпроекта «Здравоохранение», в 2021-2022 годах, по сравнению с объемами, утвержденными ранее, уменьшатся отчисления на оснащение оборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений — в 2021 году на 1,025 млрд рублей, в 2022 году на 1,65 млрд рублей и в 2023 году — на 8,43 млрд рублей.При этом Правительство намерено увеличить финансирование в 2021 году на 208,2 млн рублей и в 2022 году на 288,4 млн рублей строительство главного лечебного корпуса областного клинического диспансера в Рязани. Кроме того больше денег выделят Минздраву на строительство онкологического диспансера в Саратове (в 2021 году финансирование увеличат на 259,4 млн рублей, в 2022 году — на 214,4 млн рублей).В рамках нацпроекта «Образование» бюджетные вливания будут повышены в течение трех лет на 3,85 млрд рублей на строительство гимназии им. Е.М. Примакова в Московской области и «Физтех-лицея им. П.Л. Капицы». При этом на создание дополнительных мест в региональных школах в 2023 году предлагается увеличить финансирование на 70,4 млрд рублей.Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в рамках нацпроекта «Наука» также потребует увеличение объемов бюджетных ассигнований. Деньги пойдут на строительство новых современных научно-исследовательских судов неограниченного района плавания. В 2021 году финансирование превысит плановые показатели на 5,6 млрд рублей и в 2022 году — на 3,5 млрд.Также за три будущих года прибавит в весе и нацпроект «Культура». В частности, предусмотрено увеличение трат на реконструкцию и капремонт региональных и муниципальных детских школ искусств (в 2021 году в объеме 3,055 млрд рублей, в 2022 году — 3,039 млрд рублей, в 2023 году — 3,048 млрд рублей).