Депутаты предложили отказаться от госпрограмм
Изображения
Описание
Из года в год одно и то же
Многолетний эксперимент, когда расходы бюджета пытаются «засунуть» в абсолютно непригодный для этого инструмент — госпрограммы, пора бы уже приостановить, считает Андрей Макаров. «Десять лет… Можно сказать, это самый длинный эксперимент в истории бюджетной политики. Может быть, хватит?» — предложил депутат.
В качестве примера неэффективности работы
В этих программах чаще всего — просто текущие расходы, резюмировал депутат.«инструмента» Макаров привёл обсуждаемую на комитете госпрограмму "Развитие образования".«Если вы даёте десять нобелевских лауреатов в области математики, вот тогда можно говорить, что есть цель — десять нобелевских лауреатов, — обратился глава комитета к замминистра просвещения Андрею Николаеву. — Для этого нам нужно построить столько-то школ, привлечь такое-то количество специалистов, для это необходимо какое-то количество денег, а также «спуститься» в детский сад, поискать детей там«.Таким образом, по словам Андрея Макарова, выстраивается программа, и через какое-то время, скажем, через десятилетие, благодаря её реализации в стране может появиться десять нобелевских лауреатов.«И тогда мы смотрим — выполнили мы свою задачу или нет. Если не выполнили, то вас снимают с работы, а если выполнили — орден», — констатировал он.Однако текущие реалии госпрограммы далеки от тех, какими бы хотели их видеть. Андрей Макаров подчеркнул, что комитет хочет поставить на Государственной Думе вопрос о целесообразности отказа от государственных программ как механизма регулирования как не приносящих никакого эффекта.Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов полностью поддержал эту позицию. «Потому что программа — это то, что сегодня есть, а завтра может и не быть, — заметил он. — Часто нам говорили, что та или иная статья исчезла, потому что закончилась программа. Как может закончиться программа финансирования образования?.. То же самое касается и науки».
Развитие образования под вопросом
Оценивая образовательную госпрограмму, Вячеслав Никонов также отметил сокращение расходов, запланированных на цели образования, «что вызывает большой вопрос, вопрос приоритетов». Так, у профильного комитета есть опасения, связанные не только с возможным невыполнением плана по увеличению количества мест в образовательных организациях, но и с достижением других целей.
«В сложных условиях пандемии, когда многие дети находятся на дистанционном образовании, естественно было бы предусмотреть рост расходов на обеспечение цифровизации образования. Может быть, они где‑то предусмотрены, но точно не в этой государственной программе», — добавил глава комитета.По его словам, у образовательных организаций также выросли расходы на обеспечение санитарно-эпидемиологических требований по ежедневной санитарной обработке классов, комнат общежитий и так далее. Но эти средства также не предусмотрены в программе. Не отражен здесь и вопрос изучения языков народов РФ — создание учебников, программ и стандартов.Андрей Николаев, в свою очередь, отметил, что Минпросвещения активно занимается решением проблемы с обеспечением детей бесплатным горячим питанием в школах, и на сегодня пока ещё неподготовленными остаются только 415 из 40 тысяч функционирующих в России школ. Проблему министерство намерено решать совместными усилиями с Общероссийским народным фронтом.При этом основные риски при создании новых мест в школах и яслях министерство связывает с приостановкой строек во время пандемии в регионах. По словам Николаева, темпы строительства таковы, что ввод школ в ряде случаев стоит ожидать в следующем году, но при этом ни один объект из плана сокращён не будет.