Банкирам предложили ускориться
Заявки должны рассматриваться быстрее
После запуска программы льготного кредитования бизнеса на фоне пандемии Костенко стали поступать жалобы от предпринимателей Краснодарского края и других регионов на качество соответствующих услуг. Как поясняет депутат в письме премьеру, правовой анализ полученных обращений и мониторинг ситуации позволил сделать вывод о том, что проблемы имеют системный характер и актуальны во всех субъектах федерации.
Одна из самых распространенных жалоб — проволочки при рассмотрении заявки на предоставление льготного займа. Из-за этого значительная часть предпринимателей, соответствующих требованиям льготной программы кредитования, по данным мониторинга, не смогла ей воспользоваться.Для решения проблемы Костенко, опираясь на мнения бизнесменов и банков, предлагает сократить длительный процесс рассмотрения кредитной заявки, закрепив данную норму законодательно. Также, во избежание необоснованных отказов в выдаче льготных кредитов, предлагается законодательно закрепить положение, обязывающее банки (в случае отказа от предоставления льготного кредита) аргументировать предпринимателям причины таких отказов.Более эффективной и системной работе клерков при оказании услуг по льготному кредитованию бизнеса, по мнению Костенко, помогли бы и нормативные правила в форме инструкции или рекомендаций, регламентирующие порядок взаимодействия сотрудников банка при рассмотрении кредитной заявки на выдачу льготного кредита.
Перечень документов должен быть ограничен
Предприниматели жалуются и на то, что в некоторых случаях, при подаче кредитной заявки, сотрудники одного российского банка запрашивали у них более 20 документов. Причем в ряде случаев затем просили еще и дополнительные документы. Подобные действия сотрудников банка затягивали процедуры оформления заявки и своевременного получения льготного кредита.
Для устранения злоупотреблений со стороны банков в подобных случаях Наталья Костенко предлагает по аналогии с механизмом рассмотрения заявок на выдачу «ипотечных каникул» законодательно установить ограниченный перечень бумаг, которые должен предоставить предприниматель банку для получения льготного кредита.Также своевременной выдаче льготных кредитов мешает отсутствие единой автоматизированной программы. В ряде случаев сотрудникам банков приходилось обрабатывать кредитные заявки вручную.Еще одно неудобство, на которое обращают внимание предприниматели, связано с системой ФНС, настроенной таким образом, что если клиент подал заявку на получение льготного кредита в один банк, другой рассматривать аналогичную заявку этого предпринимателя не может. В такой ситуации бизнесмен должен ожидать результат рассмотрения заявки около 3-5 дней, и, в случае отказа подавать новую заявку на получение льготного кредита в другом банке.Для придания системе льготного кредитования бизнеса мощного импульса, главе кабмина предлагается рассмотреть возможность создания единой автоматизированной программы, допускающей автоматическую обработку заявок на предоставление льготных кредитов сразу в нескольких банках, работающих по системе льготного кредитования.«При работе такой программы, в случае одобрения в выдаче льготного кредита в нескольких банках, у предпринимателя появится возможность заключения кредитной сделки в подходящем для него банке. Также в указанной программе предлагаем установить функцию межведомственного взаимодействия с органами ФНС, ФСС и иными государственными органами, предоставляющими необходимые сведения в целях оформления кредитной заявки на льготное кредитование», — говорится в письме депутата Госдумы Михаилу Мишустину.
Статистику антикризисных мер проанализировали в Совфеде
Согласно мониторингу реализации мер поддержки в период новой коронавирусной инфекции, в помощь бизнесу и гражданам российский кабмин выделил 3 трлн рублей. Кредит на зарплату по ставке 2% с возможностью списания банки одобрили только для 43% обратившихся, а беспроцентный кредит на выплату зарплат получили 9% бизнесменов.При этом 83% малых и средних компаний пострадавших отраслей смогли получить прямые безвозмездные субсидии на сумму 90,3 млрд рублей.Такие данные приводятся в аналитическом отчете, подготовленном Комитетом Совета Федерации по экономической политике. Сенаторы с самого начала пандемии стали аккумулировать все постановления, указы, законопроекты и прочие документы, которые были связаны с мерами поддержки в период новой коронавирусной инфекции. «По прошествии полугода, мы провели мониторинг реализации мер поддержки: кто и как смог воспользоваться этими мерами, в чем заключаются проблемы неполучения. Комитетом собраны данные из регионов, информация из Правительства РФ, ФНС, Росстата, аналитические данные бизнес-сообществ и других источников», — говорит глава комитета Андрей Кутепов.Сейчас, по словам сенатора, на странице комитета размещено 747 актов. Из них федеральных законов — 24, отдельных актов Правительства (распоряжения, постановления) и Президента (указы) — 206, информационных материалов (письма федеральных органов исполнительной власти, информационные письма из банков, агентств, ведомств и др) — 517.Также в мониторинге отмечается, что 35% российских организаций вынуждены были сократить зарплату своим сотрудникам в период пандемии, а 58% россиян сообщают, что их доходы уменьшились.