Матвиенко предложила перевести Совфед на цифру
Документы — в цифру
Цифровая трансформация не случайно вошла в пятерку национальных целей развития до 2030 года, ведь именно от этого будет зависеть конкурентоспособность страны в целом. Но одно дело говорить об этом, другое — на практике доказывать состоятельность в общем-то простой формулы. Валентина Матвиенко напомнила, что программа «Цифровая экономика» разрабатывалась долго, но «на выходе» оказалось, что она не исполняется, изменяется "и такого системного движения в тех рамках, которые были определены президентом и по срокам и по содержанию, не происходило«.С приходом нового министра, отметила председатель палаты регионов, ситуация изменилась и с организационной точки зрения, и с содержательной, и с концептуальной. «Хотелось бы, чтобы вы не дали повода для разочарования в будущем», — сказала Матвиенко, добавив, что за реализацию скорректированной в октябре программы «Цифровая экономика» палата регионов будет следить строго.«Комитет по экономической политике должен хотя бы раз в полгода заслушивать на комитете, как реализуется программа. Это уже будет сфера вашей ответственности и ваших коллег по министерству. Приняли программу, несите стопроцентную ответственность за ее реализацию», — обратилась председатель Совфеда к Максуту Шадаеву.При этом Валентина Матвиенко подчеркнула, что сенаторы уже готовы к тому, чтобы перейти на цифровой документооборот. «Давайте на примере Совета Федерации сделаем цифровой парламент. Мы к этому готовы», — предложила она главе Минцифры. Спикер Совфеда посетовала, что ежедневно по два-три часа тратит на подписи документов. «Понятно, что есть человеческий фактор, и не всё возможно перенести в электронный формат. Но давайте сделаем современный электронный парламент, и будем приглашать к нам другие органы власти, чтобы они ознакомились, как должны работать в условиях цифровизации», — отметила она.
Максут Шадаев согласился взять на себя «дополнительную общественную нагрузку». «По рукам — договорились», — подытожила Валентина Матвиенко, добавив, что данный пункт войдет в текст постановления Совета Федерации по итогам «правчаса» с участием главы Минцифры.
На цифровизацию тратимся эффективней
Сегодня государство выделяет огромные финансовые ресурсы на цифровизацию страны, но поскольку тема виртуальная, то руками трудно потрогать результат. "Поэтому нужны особые механизмы контроля за расходами госсредств на цифровизацию, — заметила спикер палаты регионов. — Мы помним период, когда каждое министерство проводило свой конкурс (на цифровизацию своей деятельности. — Прим. ред.), разрабатывало какие-то свои программы, платформы... И все это между собой не стыковалось, возникали какие-то не понятные цены, не понятные компании. Самой темной статьёй расходов была статья на цифровую экономику«.Сейчас нужно все процессы контроля сосредоточить в руках министра по цифре, «чтобы была одна идеология, одна концепция и один государственный подход», подчеркнула глава палаты.В разработке отечественного софта также требуется единообразие, которое помогло бы связать всю нашу большую страну единой цифровой идеологией, уверена Матвиенко. «Это очень сложная задача, но надо её решать. Вместо того чтобы тратить средства государства лишь бы на что», — уточнила она.Валентина Матвиенко также напомнила, что пандемия показала, что дистанционное образование не работало эффективно повсюду. "И техника летела, и программы летели и стопорилось все это, — сказала спикер. — Оказалось, что отсутствие внутренних сетей в школах не позволяло эффективно все организовать. По горячим следам нужно проанализировать ситуацию и поправить ее. Если мы уж вкладываем средства, то нужен конечный результат, конечная эффективность и конечный продукт«.Пока этого не происходило, деньги на Интернет в школах, который почти не работал, тратили бессмысленно, считает глава Совфеда. Смысла вкладывать средства в такие проекты нет, а разумнее было бы подключать школы к Интернету комплексно, закладывая в проекты и внутренние сети. То же самое, отметила она, касается учреждений здравоохранения.
Когда в школах появится Wi-Fi
По словам Максута Шадаева, все именно так и будет: к 2024 году Wi-Fi появится во всех российских школах, что позволит вывести на новый уровень процесс дистанционного обучения.
Утвержденная в октябре новая редакция программы «Цифровая экономика РФ» в значительной степени была переписана, теперь она нацелена на практические результаты, напомнил глава Минцифры. В частности, предстоит оснастить Интернетом социально значимые объекты. Планируется подключить к сети ФАПы, школы, органы власти, военкоматы, пожарные части, участковые посты, территориальные избиркомы.В 2022 году 100% российских школ будут переведены на российские приложения онлайн-коммуникаций. Также всех российских учителей планируется обеспечить персональными планшетами, которые они смогут использовать как в классах, так и для проверки домашних заданий.Кроме того, в рамках программы «Цифровая экономика» планируется провести Интернет в труднодоступные населённые пункты и удалённые местности, в том числе на Чукотку. Минцифры уже приступило к строительству подводной волоконно-оптической линии от Камчатки до Чукотки, и к 2022 году эти работы будут завершены, сообщил министр.
Уже решенный вопрос
Первый вице-спикер Совета Федерации, курирующий вопросы цифровизации, Андрей Турчак, в ходе «правчаса» сообщил, что в ближайшие три года предусмотрены сокращения на 50% расходов федерального бюджета на программу обеспечения широкополосным Интернетом населённых пунктов с численностью населения от 100 до 250 человек. «Мы предлагаем вернуться к этому вопросу и рассмотреть финансирование программы в полном объёме», — сказал сенатор, обращаясь к главе Минцифры.Министр связи отметил, что вопрос решен — благодаря поддержке парламентариев и личному вмешательству спикера палаты регионов Валентины Матвиенко, со следующего года будет восстановлено полное финансирование проекта. «У нас есть согласованная с Минфином позиция — деньги будут в полном объёме», — заверил он.Валентина Матвиенко назвала эту тему важнейшей. По её словам, Интернет должен быть доступен для каждого жителя России вне зависимости, в насколько удалённом уголке страны он живёт. «Мы заняли принципиальную позицию. Есть 14 миллиардов рублей неналоговых платежей, которые компании связи добровольно дают на исправление цифрового неравенства в стране. Минфин захотел взять от этой суммы семь миллиардов рублей — его можно понять, денег в бюджете не хватает. Но мы заняли принципиальную позицию — в бюджете должны быть отражены именно 14 миллиардов рублей» — заявила она.