Феотудэй

Контроль за семейной политикой предложено возложить на Минтруд

В чём причина системных сбоев

В массовом сознании за органами опеки закрепилась репутация бездушной, чуть ли не репрессивной структуры, отметила на заседании Совета председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Часто звучат упрёки в некомпетентности, в необоснованном изъятии детей из семьи. При этом службу критикуют за попустительство и медленную реакцию на проблемы. "Зачастую ругают за дело, — признала спикер. — Но важно понимать, в чём кроются причины таких перегибов«.В 2020 году число жалоб на опеку в аппарат уполномоченного по правам ребёнка в РФ выросло в пять раз, рассказала детский омбудсмен Анна Кузнецова. Уполномоченному приходилось вмешиваться, разбирать некоторые случаи в ручном режиме и «вести их до полной нормализации ситуации». Массовый мониторинг работы органов опеки в регионах, проведённый аппаратом омбудсмена, выявил системные сбои практически во всех субъектах. Ещё одна проблема — слабые контакты опеки с другими службами, в результате чего информация о неблагополучии семьи вовремя не отрабатывается.Полномочия по поддержке семьи и детства сегодня действительно распределены между различными министерствами и ведомствами, обратила внимание Валентина Матвиенко. Минтруд занимается вопросами социальной защиты, за Министерством просвещения закреплена сфера опеки, попечительства и профилактики безнадзорности, в работе с семьёй также задействованы Министерство здравоохранения, МВД и другие ведомства.

«Получается, что единого центра управления семейной политикой на федеральном уровне нет», — пояснила спикер. При этом, по словам Матвиенко, в регионах есть успешные практики, когда создаются, условно говоря, министерства семьи, на которых замыкается вся работа. Такой опыт есть, в частности, в республике Башкортостан, Астраханской и Томской областях, уточнила Матвиенко. Региональные наработки, по её мнению, можно было бы взять на вооружение и в масштабе всей страны, причём никаких дополнительных ведомств плодить не потребуется. «Достаточно грамотно распределить полномочия и определить одного ответственного исполнителя», — считает спикер. Таким исполнителем, по её мнению, мог бы стать Минтруд. В том случае если такая обязанность на ведомство будет возложена, его название стоит изменить на министерство труда, социальной защиты и семейной политики, предложила Валентина Матвиенко.Понятны, по словам председателя Совета Федерации, и причины сбоев в работе органов опеки. В их числе перегруженность полномочиями (их более 60 только на федеральном уровне), слабая система профподготовки, низкий уровень зарплат, и как следствие — кадровый голод. «На одного специалиста порой приходится до 5 тысяч детей. Понятно, что в таких условиях о каком-то персональном внимании к каждому подопечному говорить не приходится», — признала спикер.Решить проблему, по мнению Матвиенко, могли бы корректировка полномочий, разработка программ высшего образования для специалистов опеки, а также определение стандартов их деятельности, отвечающих требованиям времени.

Полномочия опеки будут уточняться

В кабмине с предложениями спикера Совета Федерации согласились. К 2024 году в России будет создана единая модель подчинённости организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства в регионах, рассказала вице-премьер Татьяна Голикова. Управление системой отойдёт одному министерству, а от части полномочий опеку освободят уже в ближайшем будущем. Впредь обеспечивать жильём детей-сирот будет Минстрой — такое решение кабмина, по словам Голиковой, уже фактически состоялось. Минпросвещения со своей стороны запустит в педвузах отдельное направление по подготовке кадров для сферы опеки и попечительства. Готовить будут не только новых специалистов, но и повышать квалификацию уже работающим, уточнил глава ведомства Сергей Кравцов.

Как социализировать детей-сирот

Межведомственное согласование в кабмине проходит проект закона, который установит понятие «сопровождения» в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сопровождение в данном случае подразумевает и консультативную, и психологическую, и педагогическую, и юридическую, и социальную помощь выпускникам детдомов и интернатов, а также опекунам и попечителям, принявшим на воспитание таких детей, уточнила Татьяна Голикова. Однако, по мнению вице-спикера Госдумы Ирины Яровой, решать проблему с социализацией выпускников детдомов нужно не только «постинтернатным» сопровождением. По статистике, пока что лишь треть из них становятся успешными в самостоятельной жизни, подчеркнула Яровая. «Анализ, который мы провели, показывает, что сегодня отсутствуют единые подходы к воспитанию детей, которые находятся в государственных учреждениях», — пояснила она. Изменить положение дел, по словам вице-спикера, поможет подготовленный ею законопроект (сейчас он дорабатывается с профильными министерствами), внедряющий типовую программу воспитания детей, которые находятся в специальных учреждениях. Разработать такую программу, по словам Яровой, смогут Минтруд и Минпросвещения. «Также в законопроекте мы предлагаем сделать обязательным возможность получения первой профессии в старших классах, для того чтобы после выпуска из школы мы могли бы быть уверены в том, что социализация выпускников детдомов будет проведена успешно», — сказала вице-спикер.