В России растет количество женщин с высшим образованием
«Перепись населения-2010 показала: среди имеющих высшее образование 53% — представительницы прекрасного пола. На каждую тысячу человек старше 15 лет своего пола приходилось 204 мужчины и 235 женщин. Соотношение — 47% и 53%. По данным микропереписи населения 2015 года разрыв увеличился еще больше — диплом о высшем образовании был уже у 206 мужчин (45%) и 252 женщин (55%)», — гласит статистика.
«Начиная с середины прошлого века место женщины в обществе стало меняться — ей отводится роль, да и сами они уходят от нее, не только жены и матери, но и активного участника общественной жизни. Получение высшего образования для женщины — это возможность работать наравне с мужчинами в профессиональной сфере, занимать высокие должности, проводить научные исследования и т.д. Немаловажным фактором повышения образовательного уровня женщин могла стать и „перестройка высококвалифицированных мужских профессий на женские“. Так, например, долгое время врачами, педагогами и учеными по большей мере были мужчины, а в настоящее время в это уже и не верится», — комментирует тенденцию заведующая научной лабораторией «Количественные методы исследования регионального развития» РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Егорова.
Гендерное различие в высшем образовании, по мнению эксперта, скорее всего останется и в дальнейшем.
«Сегодня женщины все больше настроены на получение образования, достижение профессионального роста, карьеры, а создание семьи с 2-3 детьми зачастую отходит на второй план. Такое положение и радует, и печалит — чем выше уровень образования женщин, тем может быть ниже рождаемость», — уверена Елена Егорова.
Впрочем, среди нынешних студентов и будущих обладателей дипломов гендерный разрыв уже не столь убедительный. Так, в 2018-2019 учебном году на 1,9 млн. студентов российских вузов приходилось 2,2 млн. студенток, или 47% юношей и 53% девушек.
Остановилась ли тенденция или продолжается — покажет ближайшая Всероссийская перепись населения, которая пройдет в 2021 году. Каждый житель России сможет сообщить, какое у него образование: дошкольное, среднее общее, среднее профессиональное или высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура), имеет ли он ученую степень кандидата или доктора наук. Также респондент сможет рассказать об обучении по дополнительным образовательным программам, в том числе в рамках профессиональной переподготовки. Это позволит более эффективно оценивать квалификации жителей страны и формировать ориентиры для развития системы общего и профессионального образования.