Феотудэй

Роскомнадзор определил, какую информацию должны удалять соцсети

Всё уже было в пользовательских соглашениях

Пока парламентарии рассчитывают, что ВКонтакте, Facebook, Youtube и другие соцсети будут сами находить и «очищать» своё пространство от запрещенного контента, в противном случае подключатся законодатели и установят жёсткие санкции, сказал «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.Напомним, с 1 февраля 2021 года в России вступил в силу закон, согласно которому соцсети с суточной аудиторией более 500 тысяч пользователей должны самостоятельно мониторить и блокировать у себя запрещённую информацию. Если IT-компания сомневается в качестве контента, у неё есть сутки, чтобы подумать, а затем ограничить доступ и обратиться в Роскомнадзор, чтобы тот оценил, насколько правильным было решение. И чтобы соцсети было легче определиться, ведомство разработало критерии, какие посты и заметки подлежат удалению. Сведения о них владелец площадки должен направить в Роскомнадзор через личный кабинет на его сайте. В сообщении нужно указать адрес страницы и описать суть нарушения.Согласно подготовленному Роскомнадзором документу, соцсети обязаны удалять:

детскую порнографию;

описание способов совершения суицида и призывы к нему;

методы изготовления и использования наркотиков, психотропных веществ, места их продажи и выращивания наркосодержащих растений;

рекламу азартных игр и дистанционной продажи алкоголя, которая запрещена в РФ;

призывы к участию детей в противоправных действиях, опасных для жизни и здоровья;

нецензурные оскорбления человеческого достоинства, нравственности;

публикации с явным неуважением к обществу, государству, официальным госсимволам России, её Конституции и властям;

призывы к массовым беспорядкам, экстремизму, несогласованным акциям, недостоверная информация, которая создаёт угрозу жизни граждан или имуществу, помехи работе объектов транспортной или социальной инфраструктуры;

информационные материалы иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной в России.

Как пояснил «Парламентской газете» Сергей Боярский, на самом деле почти всю эту информацию уже и так не разрешали сами соцсети, и это прописано в их пользовательских соглашениях, которые, правда, «мало кто читает». Выводить же запрещённый контент в отдельный документ понадобилось, чтобы наладить как взаимодействие соцсетей с Роскомнадзором, так и с пользователями, отметил депутат.«Дело в том, что все популярные соцсети, в которых у нас есть аккаунты, предлагают определённый набор инструментов — например, кнопку „пожаловаться“ на ложную информацию, на оскорбления, — сказал Боярский. — И вот вы пожаловались, а дальше это улетает, как в космос, в одну сторону, и дождётесь ли вы ответа, никто не знает. Теперь же у нас регламентируются сроки ответа на обращение пользователя или Роскомнадзора. Но самое важное — необходимо, чтобы соцсети сами занимались мониторингом происходящего у них внутри. Никто извне лучше, чем они сами, этого сделать не смогут».

Кто имеет право собирать наши персональные данные

Парламентарий добавил, что соцсети по результатам проведённой «очистки» пространства должны отчитываться Роскомнадзору. Боярский надеется, что у властей теперь появится «ясная картина происходящего» — какой запрещённой информации больше, на каких сайтах.«Может быть, мы потом разработаем превентивные меры воздействия», — добавил он.

Штрафов пока нет

По словам Сергея Боярского, штрафов, которые сопровождали бы закон от 1 февраля, сейчас нет. Депутаты намеренно установили переходный период, чтобы соцсети научились работать с новыми нормами."Посмотрим, какую работу соцсети проведут сами, изучим их первые отчёты, — сказал парламентарий. — Если же мы поймём, что по прошествии достаточного количества времени никто ничем не занимается, что воз и ныне там, то следующий созыв Госдумы начнёт работу над санкционными механизмами, которые привяжут к этому закону в случае явного бездействия со стороны интернет-площадок«.Что касается зарубежных IT-гигантов, которые гораздо чаще игнорируют российское законодательство, то депутаты планируют законодательно обязать их открывать филиалы и представительства на территории нашей страны. Тогда отвертеться от требований властей станет труднее.

«У нас огромное количество людей, сталкивающихся с разного рода спорными ситуациями в Интернете, когда они не могут добиться справедливости, не могут прийти с юристом в офис Facebook и предъявить свои претензии к другому пользователю или площадке, где их обманули, оскорбили, оклеветали, — пояснил Боярский. — Поэтому необходимо, чтобы крупные зарубежные компании обзавелись офисами на территории нашей страны, тогда пойдёт уже другой разговор».