Матвиенко предложила вернуть родительские советы в школы
Только глаза в глаза
Хотя у каждого региона есть свой список вопросов к «социальному» зампредседателю правительства, встречу посвятили обсуждению стратегических направлений развития лишь системы образования. К таким, как считает спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, относится тема воспитания: "Семья и школа являются сообщающимися сосудами, а родители и учителя — союзниками, которым необходимо взаимодействовать«.По мнению председателя палаты, очень важно, чтобы это взаимодействие не ограничивалось родительскими чатами, мессенджерами и электронными дневниками. Школа должна оставаться территорией полноценного человеческого общения, подчеркнула Матвиенко и предложила воссоздать родительские советы и школьное самоуправление.
Валентина Матвиенко: нельзя сводить диалог педагогов и родителей к общению в чатах
Так же как живой разговор не заменит переписку в чатах, дистанционные технологии могут быть только инструментом учителя, и только когда школьники не имеют возможности посещать школу, убеждена Татьяна Голикова.«Ни в коем случае мы не исходим из того, что учитель заменяется дистанционным образованием, — это невозможно, и об этом неоднократно говорил наш президент», — расставила точки над «i» вице-премьер.
При этом она отметила, что система образования должна отвечать на новые вызовы и учитывать опыт пандемии. Этим в кабмине объясняют решение о проведении в течение двух лет пилотного эксперимента в 15 регионах по внедрению цифровой образовательной среды. Участие в нём не подразумевает, что все школы в этих субъектах перейдут на онлайн-уроки, уточнила Голикова. Речь идёт лишь о развитии цифровых компетенций у учеников и исключении дополнительной бумажной работы у педагогов. Окончательное решение об эффективности эксперимента в кабмине примут в 2022 году, после подведения его итогов.
Задания ЕГЭ приведут в соответствие с учебниками
Система сдачи Единого государственного экзамена в России будут совершенствовать. Сегодня есть разные мнения о дальнейшем формате, поэтому в кабмине постараются найти компромисс между ЕГЭ и другими возможностями реализации ученика.«Конечно, когда ребенку нужно сдавать ЕГЭ, он начинает тестировать себя на те примеры или те знания, которые содержатся в информационных системах и, может быть, не развивается так, как ему надо было бы развиваться, если бы он не был заточен на предстоящую сдачу ЕГЭ», — высказала своё отношение к этому инструменту аттестации Голикова.Читайте также:
• Голикова допустила сокращение сроков обучения по некоторым специальностям профобразования
• Матвиенко: в ряде регионов зарплата учителей растёт за счёт увеличения нагрузки
• Гумерова назвала количество регионов с «прозрачными» зарплатами учителей
В доработке, по мнению вице-премьера, нуждаются и Федеральные государственные образовательные стандарты. Она сообщила, что Министерство просвещения 26 марта должно предоставить доработанные предложения по их уточнению. Новые стандарты, как считают в правительстве, позволят устранить ситуации, когда материалы учебников расходятся с заданиями Единого государственного экзамена.
Учительским окладам определят минимум
Сегодня повышение заработка учителей в некоторых регионах достигают за счёт значительного увеличения нагрузки, констатировала Матвиенко, из-за чего педагогам приходится работать на износ. Государство, напомнила спикер СовФеда, должно стремиться к росту именно зарплаты преподавателей, чтобы привлечь в профессию талантливых и амбициозных специалистов.
В правительстве разделяют эту позицию, заверила Татьяна Голикова. Ситуацию, когда многие регионы устанавливают учителям оклады по 6-8 тысяч, а стимулирующие надбавки меняются от месяца к месяцу, в кабмине также считают неприемлемой. Сейчас, сообщила вице-премьер, кабмин работает над федеральной моделью отраслевой системы оплаты труда.«Две ведущие сферы, по которым мы сейчас работаем, это медицина и образование. Нам предстоит сейчас принять решение, меньше чего оклад не должен быть», — заявила Голикова, выступая в Совете Федерации. Она уточнила, что и перечни для компенсационных выплат тоже должны быть едиными. При этом регионы вправе установливать свои основания для премий.
Ускоренные курсы для горничных
По мнению сенаторов, система средне-профессионального образования тоже должна быть более гибкой и соответствовать запросам регионов. В качестве примера Валентина Матвиенко привела Кисловодск, где не хватает обслуживающего персонала в санаториях и отелях. Горничную не нужно учить два года, убеждена спикер. По её мнению, для ряда специальностей достаточно ускоренных курсов, чтобы через полгода человек уже имел на руках диплом и мог устроиться по профессии.В правительстве допускают, что сроки обучения можно сократить по двумстам направлениям подготовки. Но этот секвестр не затронет такие специальности, «как медицинские, творческие, спорт, госбезопасность и оборона».
Сергей Кравцов рассказал о проекте с помощниками директоров школ по воспитанию
В модернизации, как считают в Совете Федерации, нуждаются и педагогические вузы. Сегодня, по словам Матвиенко, они застыли в своём развитии. Спикер палаты призвала присутствовавшего на Открытом диалоге главу Минпросвещения Сергея Кравцова переоснастить их, используя механизмы частно-государственного партнёрства.Чтобы «заглянуть в будущее» и определить потребности регионов в рабочих кадрах, в Совфеде предложили сформировать прогноз рынка труда до 2030 года. Это позволит выпускать востребованных специалистов, которые гарантированно найдёт работу. «Человек, который идёт учиться на определенную специальность, должен быть уверен, что государство предоставит ему место для трудоустройства по профессии, что он не будет свободным художником», — выразила мнение сенаторов Валентина Матвиенко.