Феотудэй

Тест на алкоголь пилоты пройдут до и после полёта

От сердечного риска до тату

Ни один пилот, стюардесса или авиадиспетчер не может приступить к работе, пока его не признает годным к работе врачебно-лётная комиссия, проверенная Росавиацией. При этом специалистам надо периодически подтверждать профпригодность. Например, второй пилот пассажирского самолёта должен получать медзаключение раз в год, а когда ему исполнится 60 лет — раз в полгода.В каких случаях кандидата признают годным, устанавливают приказом Минтранса. В министерстве разработали новый вариант таких правил, в котором подробнее расписали, когда можно забыть о лётной карьере, а когда шанс ещё есть. Например, с ишемической болезнью сердца в авиацию не возьмут. А если врачи обнаружат риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, то стать вторым пилотом или стюардессой всё ещё можно, если снизить влияние некоторых факторов, например, похудеть и бросить курить.Кроме того, на федеральном уровне хотят прописать, как быть с татуировками. Авторы проекта отмечают, что тату допустимы, если они небольшие, находятся на закрытых частях тела и не относятся к агрессивной, националистической или террористической тематике.Во время осмотра медицинский психолог выяснит, в каком возрасте и почему кандидат решил набить рисунки, и может порекомендовать удалить их до следующей комиссии.При этом в проекте указали, что каждый случай проблем со здоровьем прописать невозможно, поэтому решение остаётся за специалистами комиссии. Главное же при медицинском освидетельствовании — оценивать состояние кандидата комплексно, считает лётчик-космонавт, депутат Госдумы Максим Сураев. «Бывает, у человека есть небольшие отклонения или нарушения, но когда во время комиссии ему делают электрокардиограмму с нагрузкой, — всё нормально, никаких сбоев. А у другого могут отсутствовать выраженные нарушения, но уже при незначительной нагрузке проявляется тахикардия. Поэтому здоровье надо оценивать вкупе, а не по признакам вроде: «У тебя больше трёх пломб — до свидания», — пояснил он «Парламентской газете».

В гражданской авиации хотят изменить правила врачебно-лётной экспертизы

Назначили таблетки — сообщи

Между медкомиссиями за здоровьем членов экипажа и диспетчеров тоже должны следить. Этим занимается врач по авиационной и космической медицине, который, как правило, трудится в самой авиакомпании. Он может не допустить сотрудников к работе. Например, если бортпроводнику предписана коррекция зрения, а у него с собой нет ни линз, ни очков, его не пустят в самолёт, сказано в проекте правил.

В документе также указали, что сотрудникам нельзя разрешать выполнять свои обязанности, если они получают медпомощь или принимают лекарства, которые могут сказаться на безопасности полётов. При этом каждый авиаспециалист обязан сообщить врачам, что ему сделали операцию, нашли профессиональное заболевание, выписали линзы для глаз или слуховой аппарат, определили беременность или назначили приём лекарств. По словам Сураева, речь может идти о препаратах, которые замедляют реакцию или ещё как-то влияют на поведение. И это логично — после приёма седативных средств нельзя управлять даже автомобилем, а в случае с пилотом речь идёт об ответственности за десятки, а то и сотни жизней.

Какие профессии могут заменить службу в армии

Что касается стандартных медосмотров для сотрудников сферы транспорта, члены экипажа тоже должны проходить их, но не отдельно, а в процессе медосвидетельствования, отмечают в готовящихся правилах. При этом в проекте приказа Минтранса уточняют: если условия, в которых работают сотрудники авиакомпании, признаны вредными, им надо проходить осмотр в центре профпатологии каждые пять лет, чтобы не пропустить развитие профзаболеваний на ранней стадии. А если нужных центров в населённом пункте нет, осмотр станет проводить мобильная медицинская бригада врачей-специалистов. Организовывать такие обследования обязан работодатель.

Небо или бутылка

В Правительстве рассчитывают, что новые правила начнут действовать с 1 сентября 2021 года. Они должны дополнить разработанные кабмином поправки в Воздушный кодекс, призванные усилить ответственность членов экипажа и диспетчеров. Если закон примут, авиакомпания сможет расторгнуть договор со специалистом, которого оштрафовали за употребление наркотиков или который не прошёл медосмотр и освидетельствование на состояние опьянения.А кроме традиционного обследования перед полётом или сменой сотрудника смогут проверить и после окончания работы, если за это время произойдёт какой-то инцидент с его участием, или будут основания полагать, что он пьян.Максим Сураев рассказал, что сталкивался в своей практике с такими нарушениями. По его словам, в законодательстве есть лазейки, которые позволяют безнаказанно обходить правила и подвергать риску не только себя, но и пассажиров. «Законопроект позволит предупреждать, ограничивать или вообще исключать злоупотребление алкоголем. А если человек попался с наркотиками, пусть даже в нерабочее время, как он может возить пассажиров? Это недопустимо», — подчеркнул депутат.

Кроме того, авиаспециалистам нельзя принимать без назначения врача лекарства, влияющие на безопасность полётов. Какие препараты считать таковыми, определит Минздрав по согласованию с Минтрансом.Читайте также:

• Только спокойствие: каких работников отправят к психиатру

Госдума приняла законопроект (№ 1001576-7) в первом чтении в конце прошлого года. По словам Сураева, депутаты готовы приступить ко второму чтению, но пока ждут поправок от Правительства.Осталась пока нерешённой и другая проблема, добавил депутат: бывают случаи, когда кандидаты, имеющие отклонения по здоровью, получают положительные заключения у докторов за деньги. «Врач должен знать: если он пошёл на такое нарушение, и врачебная комиссия обнаружит, что его диагноз в корне не соответствует реальному состоянию здоровья пилота, он будет отвечать по полной программе вплоть до лишения медицинской лицензии. Тогда он не будет этого делать», — отметил парламентарий.