Редакция
Редакциядобавляет новость, 3 часа назад
pytoako
pytoakoрегистрируется
Приветствуем!, 4 часа назад
Редакция
Редакциядобавляет вакансию, 6 часов назад
Редакция
Редакциядобавляет вакансию, 8 часов назад
Редакция
Редакциядобавляет афишу, 15 часов назад
spavtoframe
spavtoframeрегистрируется
Приветствуем!, 1 день назад
Живая лента

О подвиге Матросова узнаешь, когда подрастёшь

Изображения

О подвиге Матросова узнаешь, когда подрастёшь

Описание

«Яндекс» за издателей не в ответе

В фильме «Зеркало для героя» есть сцена, в которой две послевоенные школьницы, спрятавшись за кузовом «полуторки», негромко выхватывают из тетрадки богатые красотой рифмы про плачущих глухарей запрещённого тогда Есенина. Сегодняшняя ситуация с издательскими ограничениями снова делает стихи поэта недоступными для подростков.Пару лет назад в Госдуме на парламентских слушаниях, где обсуждалась концепция законопроекта «О культуре», всплыла история, когда в Екатеринбурге 17-летней девочке отказались продавать стихи Сергея Есенина, а в Москве 15-летнему школьнику не продали книгу Виктора Гюго. Ещё один пример издательского произвола привела директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина, рассказав про мальчика, которому отказались выдать в библиотеке «Сына полка» Валентина Катаева, промаркированного "16+«.По мнению законодателей, причина таких перегибов в действующем в стране с сентября 2012 года законе о защите детей от вредоносной информации. Регуляторные критерии в нём сильно размыты, вот издатели на всякий случай и завышают возрастные рестрикции. Причём даже для школьных пособий.К примеру, вторая часть учебника по истории России для 9-го класса Николая Арсентьева издательства «Просвещение» на «Яндекс.Маркете» числится в категории «18+». На обложке изображён император Александр II, и, возможно, осмотрительные издатели, памятуя о его не слишком трепетном отношении к семейным узам, решили так оградить пытливый ум школьника от изучения многогранной и любвеобильной натуры государя. Но с другой стороны, это царь-реформатор, не только отменивший крепостное право, но и заложивший основы местного самоуправления. Разве эти сведения не стоит изучать потомкам?

С «Тихого Дона» снимут возрастную маркировку?

По воле издателей мимо школьников стороной проходят подробности значимых войсковых операций Великой Отечественной войны в учебнике истории для 9-го класса (авторы — Сухов, Абдулаев, Морозов) издательства

«Мнемозина» — там тоже стоит ограничение «18+». Почему? Издатели боятся, как бы дети не узнали жестокую правду о преступлениях нацистов и о том, как гнали фашистскую нечисть с родной земли? Не понятно.В ответе на вопрос «Парламентской газеты» в «Яндексе» подтвердили очевидную нелепость ситуации. «Действительно, на ряд учебников установлено возрастное ограничение от 18 лет», — признали в службе поддержки.
Представитель компании также пояснил, что критерии в законе о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, не прописаны,
"поэтому по факту классическую литературу тоже маркируют«.«У „Войны и мира“, изданной „Эксмо“, возрастное ограничение „16+“, а у той же книги издательства „Азбука“ возрастного ограничения нет», — привели пример в «Яндексе».

Классику без ограничений

В Госдуме выступили против такого формального, механистического исполнения закона о защите детей от вредной информации. Группа депутатов во главе с председателем Комитета по культуре Еленой Ямпольской разработала законопроект, вводящий особое регулирование в отношении произведений литературы и искусства.По мнению парламентариев, это абсурд: на книги стоят ограничения, и при этом на телевидении в прайм-тайм каждый день мусолят подробности личной жизни

"звёзд".Поправки должны будут отменить запрет или ограничение доступа детей к культурным ценностям и культурным благам. Также депутаты предлагают снять возрастные ограничения на произведения и авторов, рекомендованных для образовательных программ. Маркировку уберут и с фильмов, которые можно демонстрировать без прокатных удостоверений, а также отечественных картин, созданных до 1991 года.«Мы провели многократное тестирование общественного мнения — и в рамках специально проведённого круглого стола, и на Общественном совете при Комитете, и на парламентских слушаниях по новому закону о культуре. И ни разу наши идеи не встретили сопротивления, — ранее рассказала «Парламентской газете» Елена Ямпольская. — Напротив, педагоги, чиновники различных ведомств, кинопрокатчики, работники музеев и библиотек, директора книжных магазинов в один голос говорили: ради бога, избавьте нас от этого абсурда! Бунин, Набоков, Есенин, Бродский, Довлатов не могут причинить человеку вреда ни в каком возрасте«.
Депутаты предложили наделить Правительство полномочием определять критерии, по которым произведение можно отнести к имеющим значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества. Такие книги и фильмы нельзя будет запрещать детям.

Спасение от абсурда

Возрастную маркировку ввели, чтобы защитить детей от вредной информации. Но, как многие благие намерения, её

не довели до ума — в этот раз оказалось сложным создать адекватную модель описания критериев произведений.«Понятно, что если „Преступление и наказание“ изучают в школе, то нужно решить, что роман не должен относиться к литературным произведениям с актами насилия либо его надо исключать из школьной программы, или изучать уже в вузе», — пояснил «Парламентской газете» основатель одной из крупнейших книготорговых сетей, член правления Российского книжного союза Денис Котов.
Тот же принцип, по его мнению, разумно применять и для учебной литературы:
«Речь идёт о размытых описаниях в законе и отсутствии публичных фигур, которые отвечают за дальнейшую проработку этого закона. Нет и определённых сроков разработки поправок, которые доведут документ до здравомысленного и качественного состояния», — уточнил Котов.
Другого пути, кроме совершенствования законодательства, нет, считает он. Процесс этот станет гораздо эффективнее, если государство будет оплачивать работу компетентной публичной группы экспертов,
"которая в дискуссиях и обсуждениях выработает более детализированные принципы, логику и критерии возрастных цензов на литературные произведения«.Разные возрастные ограничения на школьные учебники в разных издательствах Денис Котов объяснил желанием производителей книг подстраховаться на всякий случай, чтобы не нарваться на штраф и другие санкции. «В некоторых случаях желание минимизировать возможные риски сопровождается избыточным усердием — ограничения выставляют „с запасом“, чтобы у проверяющих органов не возникало вообще никаких вопросов», — признал эксперт.
Избавиться от абсурда поможет единая государственная цифровая платформа — обязательный для всех издателей книжный каталог.
"Тогда к возрастной маркировке книг можно будет привлекать квалифицированных экспертов, например из Российского книжного союза, — пояснил суть новации Котов. — Соответственно, эта маркировка появится в учётной системе, и все издатели того или иного произведения будут автоматически указывать тот маркер, который государство определило, исходя из своей информационной политики«.
Создание подобной книжной цифровой платформы позволит не просто трансформировать издательскую отрасль, переведя её в современный формат, но и повысит инвестиционный потенциал книжной сферы, считает эксперт. «Потому что сейчас все книжные организации создают свои справочники. Каждый книжный магазин, сети книжных магазинов или библиотеки описывают одну и ту же книгу сотни раз, нередко с ошибками, погрешностями, что приводит к тому, что одна и та же книга в их базах числится по-разному. Из-за этого вести единую политику по поводу возрастных ограничений очень сложно», — отметил Денис Котов.
Читайте также:

• Минпросвещения хочет заменить учебники по истории в колледжах

• Минпросвещения проверит школьные программы по истории

Он добавил, что для решения проблемы государство должно взять на себя проведение качественной экспертизы и определение критериев, по которым литературное произведение следует относить к определённой возрастной категории.

Журналиста за ошибку не накажут

Законодатели намерены не только покончить с издательскими перестраховками, но и разобраться, кто должен отвечать, если в СМИ размещены анонсы спектаклей и прочих зрелищных мероприятий с неправильной возрастной маркировкой. По мнению депутатов, вина за это лежит не на журналистах, а на организаторах мероприятий, предоставивших некорректную информацию. Об это говорит законопроект (№ 978471-7), который сейчас рассматривает Госдума.Один из соавторов документа, первый зампредседателя Комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский сообщил, что действующий КоАП возлагает ответственность на редакции СМИ, если они укажут неправильную возрастную маркировку в теле-, радиопрограммах или каталогах информационной продукции. Только если такие публикации размещают по договору с заказчиком, ответственность возлагается на последнего, а не на СМИ. Однако анонсы спектаклей, концертов, фестивалей и прочих шоу нынешний закон не учитывает, и кто там должен отвечать за корректные возрастные метки, неясно.В Госдуму поступает масса обращений СМИ с жалобами на штрафы за неверную маркировку зрелищных массовых мероприятий. С начала 2018 года суды вынесли 130 постановлений в отношении СМИ о наложении штрафов на общую сумму более 550 тысяч рублей.

«Законопроект снимает избыточное ограничение на редакционные коллективы, которые, на наш взгляд, несправедливо несли ответственность за неверную возрастную маркировку публичных мероприятий, — пояснил „Парламентской газете“ соавтор законопроекта, депутат Госдумы Евгений Ревенко. — Мы считаем, что ответственность за точную маркировку должны нести прежде всего организаторы. Данный законопроект мы рассматриваем как позитивный сигнал журналистскому сообществу, чьи интересы он в полной мере и защищает».

#образование

Источник

Парламентская газета
Опуб. 14 мая 2021
433
0
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Читайте также

Популярные фото Феодосии