Вы делаете бомбу? Тогда мы идём к вам
Кто ответит за контент?
Дискуссия об анонимности в Интернете и контроле за киберпространством вновь обострилась после трагедии в Казани. Открывший стрельбу в школе признался на следствии, что нашёл рецепты взрывчатки в Сети, а накануне преступления создал в одном из мессенджеров канал, где рассказал о своих намерениях. «Так делали большинство из массшутеров последних лет — предупреждали о преступлении в Сети», — напоминает член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
Горелкин предложил создать систему для отслеживания в Интернете преступных намерений
Он предлагает создать систему, которая будет отслеживать преступные намерения и реагировать на фразы-триггеры в каналах, соцсетях, на сайтах. А потом с этой, уже отфильтрованной информацией смогут оперативно работать правоохранители и спецслужбы.«У соцсетей уже есть подобный механизм, который используется в коммерческих целях. Стоит вам что-то упомянуть даже в личной переписке, и через какое-то время в своём браузере начнёте видеть рекламу соответствующих товаров. Предлагаю переориентировать этот механизм, чтобы помочь в обеспечении безопасности граждан», — сказал «Парламентской газете» Горелкин.Стоит вам что-то упомянуть даже в личной переписке, и через какое-то время в своём браузере начнёте видеть рекламу соответствующих товаров«.Инициативу депутата поддержали в Общественной палате РФ. Первый зампредседателя комиссии палаты по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич рассказал «Парламентской газете», что в том или ином виде механизмы контроля за интернет-перепиской внедряются по всему миру.
«В Германии принят закон „об улучшении прав пользователей“, который говорит об ответственности площадок, то есть владельцев соцсетей за тот контент, который там размещается», — говорит Малькевич.По его мнению, это правильная постановка вопроса: модераторы должны вылавливать преступный контент, удалять или блокировать его, а в определённых случаях сообщать правоохранительным органам.«Рассказы о том, что кто-то там втайне готовит теракт, — несостоятельная болтовня. В любом случае эти люди делятся своими мыслями и планами с помощью компьютера», — добавил общественник.
Когда наступит тотальный контроль?
А как же тайна переписки и частной жизни, спрашивают противники контроля за интернет-пространством? Ведь если к данным — голосовому, пиксельному, видеотрафику — получат доступ третьи лица, то о приватности можно забыть.Антон Горелкин объясняет: в настоящее время системы контроля роботизированы, то есть за перепиской следит машина, которой нет дела до ваших секретов, но только до тех пор, пока они не связаны с подготовкой к преступлению.Большая дискуссия о готовности общества пожертвовать частью своей личной свободы ради собственной же безопасности ещё впереди, считает эксперт в области информационной безопасности Александр Власов. По его данным, эффективные технологии контроля за интернет-пространством появятся через пять — десять лет и будут основаны на работе искусственного интеллекта (ИИ) и анализе больших данных (big data).Читайте также:
• Искусственному разуму хотят запретить вредительство
• В России запустят платформу для обмена информацией с зарубежными IT-компаниями
• Башкин предложил усилить контроль за компьютерными играми
«Сегодня крупные технологические корпорации имеют больше возможностей для развития ИИ и big data, чем даже силовые структуры, — прокомментировал „Парламентской газете“ эксперт. — Такие сервисы, как Google, Яндекс и подобные, накапливают огромное количество поисковых запросов и другой информации, но пока у спецслужб нет доступа ко всей полноте сведений. Когда он появится, можно будет говорить о переходе на качественно другой уровень цифровых свобод».
Зарубежным соцсетям — российские законы
Государство не преследует цели знать о своих гражданах абсолютно всё, а контроль за социальными медиа нужен прежде всего самим пользователям. Такое мнение «Парламентской газете» высказал первый зампредседателя Комитета Госдумы по инфополитике Сергей Боярский.
«Механизмов для решения проблем на площадках соцсетей сегодня нет. Мошенничество, клевета, нечестная конкуренция — всё это процветает на просторах Интернета, но что может сделать гражданин? Нажать кнопку „Пожаловаться“ и ждать ответа. Может и не дождаться», — комментирует Боярский.В этом году в России вступил в силу закон о соцсетях, определивший само это понятие, а также установивший возможность блокировки противоправного контента. Но какие именно данные считать таковым? Что делать с иностранными площадками, работающими в России? На эти вопросы ещё предстоит искать ответы.«Политику по приведению зарубежных соцсетей в российскую правовую юрисдикцию надо продолжать, но чтобы это не отражалось на пользователях. Замедление трафика не единственный инструмент, и мы будем искать новые подходы к тому, чтобы администрации соцсетей уважали законы той страны, в которой они зарабатывают деньги», — добавил Сергей Боярский.Он также обратил внимание на оперативность взаимодействия цифровых площадок с правоохранительными органами. В случае с российскими соцсетями оно происходит быстрее и эффективнее.