Эрдоган и наследие Ататюрка: ждет ли Турцию тотальная исламизация
19 мая 2021 года исполнилось 140 лет со дня рождения Мустафы Кемаля Ататюрка — одного из величайших государственных деятелей Турции, личность которого до сих пор остается культовой в стране. Его реформы позволили сохранить Турцию как единое, суверенное, независимое государство. Благодаря проводимой Ататюрком политике, которую впоследствии стали называть кемализмом, страна пошла по европейскому пути развития, успешно провела индустриализацию, нарастила экономику, успешно реформировала вооруженные силы и стала значимым членом НАТО. Это в итоге повлияло на политические позиции государства не только в средиземноморском регионе, но и во всем мире.
Многие политики, эксперты и медиа, не только в Турции, но и за ее пределами констатируют и порой ставят в упрек президенту Эрдогану, что он бросил вызов политике кемализма, взял курс на отход от этих принципов и во внутренней и внешней политике придерживается доктрины исламизма и неоосманизма. Такая точка зрения, по мнению востоковеда Андрея Чупрыгина, не является полностью верной.
«Я бы не стал говорить, что Эрдоган проводит жесткую политику по ликвидации наследия Мустафы Кемаля. Да, он пытается провести ревизию этой политики. Но это связано не столько с личностью Ататюрка и его националистическими идеями, не чуждыми самому Эрдогану, сколько с тем, что Мустафа Кемаль взял за основу своей политики пример французского лаицизма — отделения религии от государства, притом в жесткой и безапелляционной форме», — полагает эксперт.
Он отметил, что Ататюрк проводил свои реформы в определенных исторических условиях, когда после Первой мировой войны в Турции происходил пассионарный подъем светскости в государственном строительстве и царили стремления полностью отстранить религию от вопросов управления государством.
Эрдоган же действует в ситуации, когда Ближний Восток является объектом религиозного ренессанса, когда ислам и исламское наследие занимает все больше места в общественно-политическом дискурсе практически всех стран региона. Перед нынешним президентом Турции стоят другие задачи. Это, прежде всего, усиление роли политического ислама и ислама в целом, сохранение целостности государства и необходимость сохранить националистический «драйв» в Турции, который силен и среди городского, и среди сельского электората.
«Идеи кемализма не ушли и не уйдут навсегда. Это, прежде всего, идеи национализма, и Эрдоган не будет пытаться их нивелировать. В стране существует достаточно серьезная прослойка, в том числе военной и научной интеллигенции, которая до сих пор горит огнем идей Мустафы Кемаля. Это достаточно серьезная сила. Достаточно сказать, что входящая в правящую коалицию Партия националистического движения так или иначе повторяет идеи Ататюрка, а без этой партии Эрдоган не удержит власть. Поэтому он вынужден балансировать между исламистами и кемалистами», — убежден Чупрыгин.
По мнению аналитика, турецкий президент продолжить балансировать между этими центрами влияния, в противном случае он может потерять власть.
«В ближайшее время кемализм в Турции никуда не уйдет, разве что если не возникнет идеологии, которая сможет заместить националистические идеи Ататюрка. Но не думаю, что это произойдет в ближайшее время, потому что идеи Ататюрка до сих пор живы и сильны. Расправиться с ними окончательно у исламистов не получится», — подытожил востоковед.