Феотудэй

Студентов обучат сразу нескольким специальностям

Рынок диктует профстандарты

Сегодня в реестре Минтруда насчитывается 1325 профстандартов, из которых около ста утратило силу, а часть переработана. При этом процедура изменений федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования длится в среднем шесть месяцев, что, по словам замглавы Минобрнауки Петра Кучеренко, "не отвечает потребностям оперативного учёта многочисленных изменений профстандартов«.О необходимости сделать профобразование более гибким, обновить ФГОСы и примерные основные образовательные программы говорилось и в перечне поручений президента Владимира Путина от 28 марта 2020 года по итогам заседания президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию.Подготовленная после этого инициатива Минобрнауки устанавливает, что такие стандарты можно будет разрабатывать не только по профессиям и специальностям, но и по их укрупнённым группам, по областям деятельности, по уровню образования. Профессиональные образовательные программы включат компетенции, отнесённые к одной или сразу нескольким профессиям, специальностям и направлениям подготовки.Законопроект поддержали в Госдуме. Как отметил спикер палаты Вячеслав Володин, изменения на рынке труда сегодня происходят быстрее, чем студент успевает получить диплом. «Поэтому важно, чтобы и у вузов, и у студентов была возможность быстрее адаптироваться к новым условиям», — сказал председатель палаты. Совет Федерации одобрил закон 19 мая.Читайте также:

• Минобрнауки хочет изменить список специальностей высшего образования

• Сантехника Афоню будут готовить по современным стандартам

Шаг влево, шаг вправо — можно

О том, какие возможности даст студентам и вузам принятый обеими палатами закон, «Парламентской газете» рассказал ректор Российского государственного гуманитарного университета Александр Безбородов.

«К примеру, направление „История и археология“ включает такие специальности, как история, археология, социальная антропология, документоведение и архивоведение и другие. Если выпускник поступал на истфак, а через год решил, что ему интереснее этнология или архивоведение, то он получает эту специальность, оставаясь на том же факультете», — привёл пример ректор РГГУ. При этом профессор подчеркнул, что переход с одной специальности на другую возможен внутри одной укрупнённой группы специальностей или направлений.«То есть получить дополнительную профессию можно будет, не отклоняясь далеко от своего первичного выбора. А вот перейти из историков в инженеры не получится», — уточнил он. Получить сразу два диплома по смежным специальностям в рамках одной укрупнённой группы, например археолога и антрополога, теоретически возможно, но это потребует определённых усилий от студента, считает Безбородов.По его данным, ректорское сообщество поддерживает этот закон, так как он облегчит студентам переход на смежные специальности на начальном этапе обучения. Ведь далеко не все студенты могут в 17-18 лет определиться с будущей специализацией. А вузы, в свою очередь, получат возможность более гибко формировать учебные программы.Кроме того, закон упростит процедуру разработки и утверждения новых образовательных стандартов. Как следует из проекта постановления Минобрнауки, срок утверждения ФГОС сократят минимум на два месяца. Кроме того, исключат дублирующие экспертизы проектов образовательных стандартов.

Регламент для удалёнки

В мае 2020 года группа членов Совета Федерации во главе с председателем Комитета по науке, образованию и культуре Лилией Гумеровой внесли законопроект, обеспечивающий непрерывность обучения в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Гумерова напомнила «Парламентской газете», что, когда школы в пандемию вынужденно перешли на дистанционку, от родителей и учителей поступало много жалоб. Законопроект сенаторов чётко прописывал, как должно быть организовано дистанционное обучение. Координацию дистанционных технологий в среднем и среднем профессиональном образовании отдавали Минпросвещения, в высшем — Минобрнауки. Сейчас министерства могут лишь рекомендовать, поэтому и нет единого стандарта для онлайн-занятий.Авторы законопроекта не раз обращали внимание, что вводить онлайн-обучение нужно только в случае форс-мажора, в том числе и при распространении коронавируса, чтобы обеспечить непрерывность образовательного процесса и сохранить здоровье детей и педагогов. Однако с первых дней внесения инициативы она стала мишенью для разного рода фейков. Множилось число домыслов, а в Госдуму поступали гневные петиции от родителей, которые опасались, что «дистант полностью заменит классическое образование». Несмотря на то что такого пункта в законопроекте не было, рассмотрение документа в Госдуме отложили, чтобы ещё раз обсудить инициативу с экспертным и родительским сообществом.«Эта поправка была учтена в тексте одобренного Госдумой и Советом Федерации закона, и теперь Минпросвещения и Минобрнауки получат полномочия по регламентации дистанционного обучения, чтобы этот процесс был унифицирован для всех образовательных учреждений», — сказал «Парламентской газете» зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре и один из авторов поправки о порядке онлайн-обучения Виктор Смирнов. В ближайшем будущем, по его словам, профильные ведомства выпустят приказы и тогда у дистанционных уроков наконец будут единые правила.