Феотудэй

Исчезли шлюпки «Армении»: открытие второй экспедиции

Первая экспедиция к «Армении» не только «опознала» судно по надписи на судовом колоколе, но и выяснила немало важных подробностей о том, как погиб корабль. Попала в него не торпеда, а авиабомба. Теплоход не развалился, не был рассеян по дну в виде обломков. Он как раз удачно, если это слово применимо к катастрофе, «встал» на дно, сохранив целостность.

Справка

Погибший во время вражеского авианалета 7 ноября 1941 г. теплоход «Армения» был обнаружен и идентифицирован в 2020 году. Он находится в 15 морских милях от Ялты, на глубине 1500 метров. На судне эвакуировалось примерно 4,5-5 тысяч человек: раненые, работники нескольких крымских ведомств, партийное начальство. До недавнего времени считалось, что спастись удалось 6 (по другим данным 4) пассажирам.

Во время второй экспедиции подводный робот, исследуя правый борт, заснял артиллерийское орудие. А, что самое главное, оказалось, что на этом борту теплохода нет... шлюпок. И вовсе не потому, что с ними что-то случилось во время взрыва авиабомбы или погружения судна. Все шлюпбалки правого борта развернуты в положение «за борт», а канаты оказались обрублены. Подводный аппарат заснял и погрузочные люки, носовой и кормовой. Они оказались открытыми настежь.

Ученые, воссоздающие историю гибели «Армении» ранее уже озвучивали предположение: спаслось гораздо больше людей, чем считалось ранее. Спущенные на воду шлюпки на катере сопровождения могли не заметить. Волнение моря было немалым, и спасшихся могло быстро отнести от места крушения.

«Подтвержден тот факт, что на „Армении“ успели начать эвакуацию, — рассказал директор центра подводных исследований Русского географического общества Сергей Фокин. — Если бы шлюпки были уничтожены, снесены взрывной волной, их места нахождения не выглядели бы столь аккуратно. И первоначальная версия, к которой склонялись многие исследователи — о том, что теплоход затонул за четыре минуты, не совсем состоятельна».

Новая версия такая: фашистский самолет атаковал дважды. Первая авиабомба какие-то повреждения нанесла, и на «Армении» начали спускать шлюпки на воду. А вторая атака привела к уничтожению судна.

А вот о том, что стало со спущенными шлюпками и теми, кто успел занять в них место, можно только гадать. Не все шлюпки могли добраться до берега. Была велика вероятность того, что пассажиры, высадившись, попали в руки немцев. А, может, шлюпки отыскал какой-то из советских кораблей и отбуксировал их к кавказским берегам? А спасшиеся о пережитой трагедии просто не упоминали...

Возможно, ответы даст архивный поиск и запущенный Центром подводных исследований РГО социальный проект «Теплоход „Армения“. Вспомнить всех». Все желающие, обладающие информацией о пропавших без вести или спасшихся при крушении «Армении», могут оставить сведения на портале teplohodarmenia.ru.

Но экспедиция к месту гибели «Армении» вернулась и в третий раз. Несколько недель назад часть корабля обследована повторно, часть изучена. Сергей Фокин уточнил, что можно увидеть следы разрушения, которые «Армения» получила, ударившись о дно. А леерные ограждения явно поддались времени, некоторые уже лежат на палубе: металл окислился и разрушился.

«Финальной точкой третьего этапа изучения теплохода „Армения“ стал подъем судового колокола, который в морском жаргоне называется „туманной рындой“, — сообщил Сергей Фокин. — Весит он 32 килограмма. Подъем проводился телеуправляемым подводным аппаратом. Сейчас заканчиваются процедуры по его консервации. Дальнейшие планы на колокол... Мы все-таки надеемся, что в Севастополе или Ялте, где-то на крымской земле, появится мемориал теплохода „Армения“. И колокол станет центральной частью этого мемориала».