Рекламу услуг по скручиванию пробега предлагают запретить
Зачем скручивают километраж?
Порядка 70 процентов подержанных машин продаются со скрученным пробегом, говорится в пояснительной записке к внесённому законопроекту. Как отмечают карельские парламентарии, это вводит в заблуждение покупателей и не позволяет им достоверно оценить состояние приобретаемого транспортного средства, определить необходимую степень и достаточность его технического обслуживания, что ведёт к серьёзным неисправностям на дорогах и может повлечь за собой ДТП, в том числе со смертельным исходом.Для нечестных продавцов скручивание спидометра — это возможность быстро избавиться от проблемной машины, при этом выручив за неё неплохую сумму. Но иногда километраж накручивают, чтобы избежать прохождения дорогостоящего планового ТО. «Увеличив» пробег, хозяева авто или перекупщики продают машину, заверяя клиентов, что необходимые работы были проведены.Объявлений о подобных услугах в Интернете множество. В Московском регионе цена корректировки пробега начинается от 1,5 тысячи рублей.Карельские депутаты предлагают внести изменения в Закон «О рекламе» с запретом на «продвижение» услуг по искажению показаний одометров транспортных средств. В случае принятия поправок ответственность будет наступать по статье КоАП за нарушение законодательства о рекламе. Штрафы для граждан по ней составляют до 2,5 тысячи рублей, для юрлиц — до полумиллиона.
«Услуга» вне закона
В прошлом году в России был принят закон, запрещающий рекламу устройств для обмана бытовых счётчиков — электрических, на воду. Информация о приборах для скручивания автопробега также должна быть недоступной для граждан, считает зампредседателя Комитета Госдумы по информполитике Андрей Свинцов (ЛДПР).«Всё, что связано с махинациями, не должно выдаваться при поисковых запросах и тем более не может присутствовать на досках объявлений в Интернете, в СМИ или где бы то ни было», — сказал «Парламентской газете» Свинцов.Зампредседателя думского Комитета по транспорту и строительству Владимир Афонский усомнился в необходимости столь специфического законодательного регулирования. По его словам, при осуществлении сделки купли-продажи автомобиля скручивание пробега — это прямой обман покупателя, который может быть квалифицирован как предоставление недостоверных сведений о товаре или даже мошенничество.
«Уже само внесение изменений в показания одометра является незаконным, поэтому и подобная услуга и приборы для её осуществления — тоже», — рассказал депутат "Парламентской газете«.Меж тем наказания именно за скручивание автопробега сейчас нет. Ранее в Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) предложили его установить, поскольку привлекать «умельцев» по другим статьям — сложно. Наказывать там предлагают не владельца автомобиля с «испорченным» счётчиком, а тех, кто его непосредственно «скручивает». Одновременно в РОАД отметили, что в настоящее время невозможно ввести штрафы для владельцев авто из-за отсутствия единой базы данных. В ассоциации предложили фиксировать информацию о машинах всем профессиональным участникам рынка, например, при прохождении техосмотра или оформлении ОСАГО.«В России „скрутка“ считается обычной шалостью, поэтому порядка 80 процентов авто на вторичном рынке продаётся с неправильными показаниями одометров», — высказал мнение «Парламентской газете» партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.По его словам, проблема «неправильных» счётчиков актуальна во всём мире. В Германии и США за это грозят крупные штрафы и даже реальные сроки.
Как посчитать реальный пробег
Установить факт «скрутки» позволяет компьютерная диагностика, которую проводят многие автосервисы, отметил Игорь Моржаретто. Но она актуальна лишь для автомобилей с бортовыми компьютерами. Самыми незащищёнными от манипуляций являются более старые, механические счётчики пробега автомобиля. Опытные эксперты смогут заметить вмешательство и в их работу, хотя точные цифры пробега определить не получится. В этом случае, возможно, стоит отказаться от покупки такого авто.Сегодня узнать, где и как эксплуатировался автомобиль, сколько у него было владельцев, попадал ли он в аварии и за что приходили штрафы, может практически каждый. В Интернете работают сервисы по пробивке VIN-номеров авто, они представлены в том числе на сайтах по продаже машин, рассказал «Парламентской газете» защитник прав автомобилистов Пётр Шкуматов.Однако, по его мнению, конкретные цифры на одометре сегодня играют всё меньшую роль. Обратить на них пристальное внимание и, возможно, проверить следует лишь если они выбиваются из общего среднего.«Профессиональные перекупщики подсчитывают так: среднегодовой пробег автомобиля в России — 15 тысяч километоров — они умножают на возраст авто. Если результат примерно совпадает с тем, что на счётчике, машину можно брать», — дал совет Шкуматов.По данным экспертов, рекордсмены по скрученному пробегу — автомобили стоимостью до 500 тысяч рублей. Цифры на одометре могут не соответствовать действительности у 73% таких машин. При этом у части недорогих подержанных автомобилей пробег скручивался по 2-3 раза.