Госзакупки у малых предприятий будут увеличены
Только 25% конкурентных процедур
Особенностью действующего законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок Счётная палата в своем отчёте о мониторинге выполнения закона о контрактной системе в 2020 году называет его нестабильность. Средний промежуток времени между внесениями изменений в федеральный закон № 44-ФЗ на протяжении семи лет не превышал полутора месяца, а с учётом принятых подзаконных актов — менее двух недель. Всего за это время было внесено 77 изменений и принято более 300 постановлений кабмина.Эксперты и законодатели по этому поводу не раз употребляли ранее термин «лоскутное одеяло» в качестве аргумента в пользу принятия нового закона о контрактной системе. Однако такая тема на повестке пока не стоит.По данным Счётной палаты, сегодня действует свыше 100 правительственных постановлений, принятых в развитие закона, более половины которых изменялись три и более раз. К примеру, постановление, регулирующее установление дополнительных требований к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, дополнялось 17 раз, постановление, регулирующее порядок ведения реестра контрактов, изменено 16 раз, порядок функционирования ЕИС в сфере закупок корректировался восемь раз.Поправки, конечно, качественно видоизменили закон, но не менее сильно повлияла на него в прошлом году и пандемия. Она была признана обстоятельством непреодолимой силы, что позволило закупать товары, работы и услуги у единственного поставщика при наличии причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для предупреждения и ликвидации последствий коронавирусной инфекции.Таким образом, в 2020 году только 25% контрактов было заключено по результатам конкурентных процедур, уточняет СП.
Размер штрафов для МСП предложили привязать к их выручке
Показатели по МСП достигнуты не были
Ещё один неутешительный показатель, приведённый в отчёте: некоторые заказчики из числа федеральных органов исполнительной власти в 2020 году не выполнили установленной обязательной 15%-ной доли закупок у предприятий МСП и социально ориентированных некоммерческих организаций.В ряде случаев несоблюдение указанной нормы обусловлено спецификой закупаемой продукции отдельными заказчиками. Так, по данным Счётной палаты, 99,2% общей стоимости контрактов, заключённых МВД России в 2020 году по итогам конкурентных закупок, составили контракты на оказание страховых услуг. При этом поставщики таких услуг среди СМП и СОНКО на рынке госзакупок отсутствуют.Минздрав в 2020 году также не достиг установленной квоты закупок, так как наибольший объём закупок приходится на централизованные поставки.
В некоторых случаях это неразумно
Принятое Правительством решение по повышению квоты МСП, безусловно, надо выполнять, другое дело, когда речь идёт о закупках, например, лекарственных препаратов, следует понимать, что малый и средний бизнес здесь выступает только как посредник. Об этом в интервью «Парламентской газете» заявил зампред комиссии Госдумы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства Айрат Фаррахов.По его мнению, дробить большие лоты на торгах и договорённости с крупными производителями по приобретению лекарств только из-за того, чтобы выполнить положение о квоте МСП, контрпродуктивно.
Доступность льготного кредитования для МСП повысят
Депутат напомнил, что в ходе рассмотрения поправок в закон парламентарии предлагали предусмотреть возможность покупать лекарства именно у производителя и по договорной цене. По мнению Фаррахова, «это позволит лучше обеспечивать пациентов медикаментами». Ведь если они берутся в одном месте и на всех, это всегда бывает дешевле, уточнил депутат.Между тем Счётная палата в отчёте обращает внимание, что сегодня ни одним федеральным министерством или ведомством сводная оценка достижения заказчиками обязательной доли закупок у МСП не проводится. В связи с этим СП предлагает определить орган, который будет заниматься этим профессионально.