В России могут легализовать семейный бизнес
По поручению президента
По данным опроса, проведённого ТПП в сентябре 2020 года, более половины малого и среднего бизнеса в России — семейные предприятия. При этом 87 процентов таких компаний попросили установить для них специальный налоговый режим, а 76 процентов — упростить трудовые отношения между членами семьи, сообщил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Валерий Скруг. «Концепция государственной семейной политики в России на период до 2025 года предусматривает решение задачи по развитию экономической самостоятельности семьи, — сказал он. — В том числе нужны условия для развития семейного предпринимательства». Сейчас работу таких предприятий регулирует законодательство о малом и среднем бизнесе, но его нормы зачастую являются слишком жёсткими для семейного бизнеса, считает Валерий Скруг.Ещё в июле 2019 года президент Владимир Путин предложил закрепить в законодательстве определение семейного бизнеса, чтобы власти могли беспрепятственно оказывать поддержку таким компаниям. Торгово-промышленная палата прорабатывает этот вопрос, сказал 25 февраля 2021 года на встрече с президентом глава ТПП Сергей Катырин. «Мы уже провели три всероссийских форума семейных бизнесов, съезжались компании со всей страны», — сказал он.
В России хотят законодательно закрепить понятие «семейный бизнес»
В Госдуме подтвердили факт разработки законопроекта. Как отметил Валерий Скруг, документ облегчит процесс трудоустройства сотрудников, налогообложения, распоряжения имуществом. Закон установит критерии семейного бизнеса, что позволит государству поддерживать его.
Фамильный бренд гарантирует качество
Главным критерием хотят установить прямое родство всех сотрудников семейной фирмы. Это могут быть родители и дети, бабушки и дедушки, супруги, братья и сёстры, усыновители и усыновлённые. В компании может быть от 2 до 15 человек. Они могут привлечь наёмных работников — но не более половины от общей численности коллектива.В наименовании предприятия должен присутствовать семейный (фамильный) бренд — по примеру популярных до революции компаний «Братья Елисеевы», «Абрикосов и сыновья» и другие. «Регистрация именного товарного знака даёт владельцу ряд преимуществ. Такие компании лучше запоминает и узнаёт потребитель, а товары и услуги вызывают большее доверие, так как хозяин дорожит именем и репутацией предприятия, которое планирует передать по наследству своим детям», — пояснил Валерий Скруг.Читайте также:
• Путин согласился подумать над закреплением понятия «семейный бизнес» в законодательстве
• Минэкономразвития просят ускорить деятельность рабочей группы по разработке семейного патента
• Тимофеева: семейные предприятия просят об адекватной налоговой нагрузке
Семейные предприятия крайне важно поддерживать, и в будущем они могут стать основой экономики, считает вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева. Как показывает практика, такие компании более устойчивы к различным потрясениям и приходят на рынок, чтобы работать долго, сказала депутат «Парламентской газете». «Внутри семейных предприятий своя особая атмосфера, её нельзя полностью регламентировать обычным Трудовым кодексом. Поэтому давно ставится вопрос, чтобы эти компании получили особый статус и льготы», — подчеркнула Ольга Тимофеева. По её словам, нужно дать семейному бизнесу «послабления по оформлению трудовых отношений, налоговые льготы, другие формы поддержки, о которых просят сами компании».
Налоги могут снизить, а оформление работников — упростить
Разработчики закона предлагают освободить такие предприятия от необходимости заключения между родственниками трудовых договоров и других документов по Трудовому кодексу. Также семейному бизнесу хотят дать возможность платить налоги единым платежом кратно количеству участников, по аналогии с патентной системой налогообложения. «Это упростит условия ведения предпринимательской деятельности, сократит затраты на ведение налогового учёта», — пояснил Валерий Скруг.Прошлым летом глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин озвучил идею о введении для семейных компаний специального налогового режима, как для самозанятых. Если её одобрят, то такие фирмы будут платить 4-6 процентов от прибыли.По замыслу ТПП, в отношении участников предприятия на семейном патенте будут уплачивать страховые взносы в фиксированном размере, как для индивидуальных предпринимателей — около 36 тысяч рублей в год на человека. Ольга Тимофеева отметила, что общенациональный план действий по восстановлению экономики предусматривает введение «семейного патента», но пока этот вопрос откладывают. По её мнению, эту тему стоит ещё раз обсудить с экспертным сообществом. Необходимо поддерживать разные формы предпринимательства, в том числе семейный бизнес, сказал «Парламентской газете», комментируя инициативу, первый зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Он считает, что правильно дать этим компаниям налоговые льготы. «В первую очередь это должно помочь тем, кто развивает такие виды деятельности, которые ближе к земле, ближе к людям, — считает сенатор. — Но важно, чтобы эти льготы не ушли в крупный бизнес, в создание клановых семей, их и так много».