Что ждать туристам следующим летом
Куда поехали россияне
Этим летом 31 процент российских путешественников направились в Турцию, 22 процента — в Грецию и 14 процентов — на Кипр. Четвёртое и пятое места занимают Тунис и Испания, рассказала председатель комиссии Общественной палаты России по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина.
«Также популярна Италия, растёт рейтинг Таиланда и Доминиканской Республики. Кроме того, отмена виз позволила Объединённым Арабским Эмиратам стать одним из популярных направлений у россиян», — добавила она.
В Россию основной приток туристов был, естественно, за счёт чемпионата мира по футболу-2018 — в страну приехали семь миллионов человек из разных уголков мира, что принесло экономике страны 120 миллиардов рублей.
Лидером внутреннего летнего туризма стал Краснодарский край. Туда приехали 7,5 миллиона человек — на 40 процентов больше, чем летом 2017-го. В Крыму отдохнули 5,3 миллиона туристов — прирост составил 25 процентов. Далее по популярности Калининградская область, Алтайский край, Владимирская область, Республика Татарстан и курорты Северного Кавказа.
Курортный сбор нужно настроить
С 1 мая 2018 года в России начали эксперимент — в некоторых регионах стали взимать курортный сбор. Его должны платить прямо в гостиницах взрослые туристы, не относящиеся к льготным категориям. Ставропольский край установил стоимость сбора в 50 рублей с человека за день проживания, Алтайский край — 30 рублей, Краснодарский край, который вошёл в новую систему с 16 июля, после окончания чемпионата, — 10 рублей. В Крыму плата будет введена с 1 мая 2019 года.
Сбор уже принёс внушительные суммы в бюджеты регионов. Только за первые две недели Краснодарский край получил порядка 14 миллионов рублей. Кисловодск (Ставропольский край) за три месяца — более 23 миллионов рублей, курорт Белокуриха (Алтайский край) за это же время — 76 миллионов рублей. Средства предназначены для благоустройства инфраструктуры отдыха — пляжей, дорог, парков и так далее.
Но есть в этой системе и недоработки, считают эксперты. В Общественный совет Ростуризма обратились с жалобами авиакомпании, которым приходится уплачивать сбор наравне с туристами, чтобы устроить своих сотрудников в гостинице, сообщил зампред Совета Дмитрий Давыденко. Даже не самая крупная авиакомпания за месяц платит около миллиона рублей.
В Общественной палате пообещали направить обращение в соответствующие министерства с предложением сделать исключение для тех, кто отвозит пассажиров на курорты.
«С сотрудников авиакомпаний, бригад РЖД, которые дежурят, находятся в курортных городах, не должны брать деньги, так как для них это работа, они не едут отдыхать», — подчеркнула Елена Сутормина.
Туристы получат деньги за овербукинг
В последнее время существенно снизилось количество желающих подебоширить на борту благодаря вступившему в силу в июне закону о чёрных списках пассажиров. Им запрещают летать, если они совершили правонарушение во время полёта. По словам зампреда Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, раньше нарушений в самолётах за лето были десятки, а теперь они крайне редки.
В ближайшее время туристы могут ожидать и других изменений — в Минтрансе предлагают начать выплачивать компенсацию пассажирам за овербукинг. Если в авиакомпании переоценят свои возможности, и человеку не хватит места в самолёте, ему должны будут вернуть от 8 до 22 тысяч рублей на внутренние направления, и от 200 до 400 долларов на международные рейсы. Такие цифры назвал 24 августа замминистра транспорта Александр Юрчик.
Пассажирам планируют также разрешить не взвешивать дамскую или мужскую сумку, которую можно брать в самолёт бесплатно помимо ручной клади — такие поправки Минтранс разместил в конце июля на портале проектов нормативных правовых актов. Если их примут, можно будет положить в сумку хоть 15 килограмм, лишь бы она не превышала установленные размеры.
На что жалуемся?
В целом летний сезон обошёлся без таких крупных происшествий, как прошлой осенью с «ВИМ-авиа», когда не смогли вылететь десятки тысяч человек, но проблемы всё же возникли. Всего за лето Общественная палата получила 1300 обращений, сообщила Елена Сутормина. Больше половины — жалобы на инфраструктуру, например, загрязнённость пляжей или несоответствие вида гостиничного номера картинке в Интернете. Более 30 процентов обращений касались проблем с авиаперевозчиками по поводу отмены и задержки рейсов, а 20 процентов людей обратились за консультацией.
Большое количество жалоб было связано с невыполнением своих обязательств туроператором «Натали Турс». Пострадали и туристы, которые планировали улететь рейсами «Саратовских авиалиний». Компанию закрыли 31 мая после крушения её самолёта в Подмосковье, и заявки на возврат денег подали 10 тысяч человек. На 10 августа пассажирам выплатили компенсацию 215 миллионов рублей, осталось вернуть 236 миллионов рублей, сообщали в компании.