Российские реки хотят исследовать по-новому
Изображения
Описание
Урюпинск без берёз
Многие российские реки деградируют, заявил в эфире Общественной службы новостей председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
«Так происходит с Волгой, так происходит с Доном. Это изменение русел, обрушение берегов и так далее. Во многом это произошло из-за того, что за последнее время мы очень серьёзно поменяли режим использования этих рек», — отметил депутат.Из более чем двух миллионов рек России в поле зрения Росприроднадзора попали именно те, которые больше всего заселены. Десятки и даже сотни лет Волга, Обь, Дон, Иртыш, Ангара испытывают огромные нагрузки, отметил Николаев.
Стою посреди Дона — вода по колено
При этом на их состояние влияет не только расширение хозяйственной деятельности, но и её сокращение. Например, реки были значительно чище во время активного судоходства. Сейчас, когда оно практически остановилось, реки начали мелеть и зарастать.Николай Николаев рассказал, что сам лично наблюдал такую картину во время экспедиции по Дону. Исследование ещё не закончено, экологи дошли только до Волгоградской области, но общая картина ясна, рассказал депутат.
«Мы увидели, что многие реки перестали существовать как самостоятельные экологические системы, которые сами себя подпитывают, сами себя очищают, — так глубоко мы вмешались в эту систему», — отметил глава природного комитета.Ещё один фактор — изменение климата, подчеркнул Николаев. Жара и засухаменяют реки, а те в свою очередь — животный и растительный мир."Я недавно приехал из Волгоградской области, — рассказал парламентарий. — Там есть такой Урюпинский район, который считается провинциальной столицей России. Там недавно стали по берегам умирать берёзы — просто потому, что стал меняться климат. И это существенное изменение«.По мнению Николаева, защищать реки сегодня уже нельзя по принципу «стало здесь мельче — здесь и почистили». Проблему каждого водного объекта надо рассматривать как системную.«Важно планировать и организовывать большие экологические проекты, которые будут менять наш подход к использованию рек. Большинство проектов, которые ранее предпринимались, были продиктованы экономикой. Нам нужны проекты, которые продиктованы экологией», — подытожил депутат.
Новые станции и стандарты
Основная цель проверки Росприроднадзора —
«объединить и сопоставить информацию о водопользователях и иных объектах, влияющих на экологическое состояние рек, с информацией о качестве природной воды, основных проблемах („горячих точках“), требующих незамедлительного решения», — сообщили «Парламентской газете» в ведомстве.Намерения у Росприроднадзора самые правильные, прокомментировали это сообщение в Институте водных проблем РАН. Однако открытым остаётся вопрос, как именно собираются достичь этих целей, подчеркнули экологи.За последние 30 лет, с момента распада СССР, в отрасли накопилось немало проблем, рассказал
«Парламентской газете» научный руководитель института Виктор Данилов-Данильян. Например, необходимо обновить мониторинговую базу Росгидромета, который занимается исследованием рек.«Эта организация имеет сеть наблюдения: это и станции, и посты, и авианаблюдение, и космическое. Но по целому ряду показателей она уступает тому, что было даже в Советском Союзе», — сказал Данилов-Данильян.Проблемы не только в оборудовании, но и в методиках, считает учёный. Например, нельзя считать достоверными сведения, которые сейчас получают о загрязнении рек, от тех, кого контролируют, — предприятий, коммунальщиков и тому подобных.Читайте также:
• Росприроднадзор проверит все крупные реки России
• В России создадут единую систему учёта и контроля отбора воды
• Откуда текут неполноводные реки
«Сейчас мы знаем только то, что они сами о себе сообщили, — отметил Данилов-Данильян. — Эти показатели рассчитываются по двум основаниям: какое оборудование используется и сколько продукции производится. Это те показатели, которые собирает Росстат и используют органы, которые назначают плату за негативное воздействие на природу. При этом факторов, влияющих на загрязнение, гораздо больше».
Полномочия и контроль
Ещё проблема — диффузное загрязнение, на которое приходится не меньше половины загрязнения водных объектов
и которое сегодня никак не контролируется, отметил учёный.Впервые в России оценка такого загрязнения проводилась по программе оздоровления Волги. «Мы предлагали применять эти модельные разработки на других объектах, но пока понимания не нашли», — рассказал Данилов-Данильян.Российские учёные просят обратить внимание и на другую их разработку — технологию обеззараживания скотомогильников. В России её практически не используют, зато активно применяют в развивающихся странах,
«потому что, например, в Англии вы скотомогильников не найдёте», — сказал научный руководитель Института водных проблем РАН.
«Надо не только разрабатывать новые нормативы, стандарты, но и строго следить за их выполнением. Это рутинная работа, которая выполняется в совершенно недостаточном объёме», — заключил Данилов-Данильян.Будет ли выполнена эта задача в ближайшее время — вопрос открытый. Проверка поможет установить основные очаги загрязнения водных объектов, заявили в Росприроднадзоре.
«Это нужно в том числе для принятия управленческих решений как на федеральном, так и на региональном уровнях», — обещали в ведомстве.