Понятие «образовательная услуга» предложили удалить из законодательства
Изображения
Описание
Принципиальный вопрос
Парламентарии предлагают исправить все статьи закона «Об образовании в РФ», в которых говорится об обучении, как об услуге. При этом они считают, что вторую статью, где перечислены основные понятия закона, следует дополнить новыми пунктами, один из которых определяет «услуги в сфере образования» как «иную, помимо образовательной, деятельность в интересах обучающегося, их родителей, или организации». Как пояснил «Парламентской газете» соавтор законопроекта, первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин, речь идет, например, о питании детей или присмотре за ними.
Обучение в вузах начнётся в слегка изменённом порядке
Концепция образования как услуги вызывает недовольство педагогического сообщества, учеников и их мам и пап, говорится в пояснении к проекту. По словам Смолина, это принижает работу учителя, воспитателя, преподавателя вуза.
«Мы не чистильщики сапог и никому услуг не оказываем. Наша работа — это служение и миссия. Теория услуг выхолащивает все духовное и нравственное содержание педагогической работы», — подчеркнул парламентарий.Выступая 25 августа на заседании Президиума Госсовета по
задачам регионов в сфере общего образования, Президент Владимир Путин также высказал свою позицию по этому вопросу. Он отметил, что многих педагогов задевает слово и термин «услуга». «Если это людей как-то задевает по отношению к учительскому труду и они считают, что это обедняет смысл этого труда и его высокую общественную значимость, — давайте подумаем о том, чтобы проработать вопрос корректировки законодательства, чтобы это слово никак не было связано с высоким званием учителя и использовалось бы только в бюджетно-финансовых документах», — сказал глава государства, слова которого приводят на сайте Кремля.
Образование — это результат совместной работы
Образование в принципе не относится к сфере услуг, напомнили авторы инициативы. Согласно современным экономическим теориям, педагоги, так же как врачи и работники культуры, относятся к сфере производства, отметил Олег Смолин.
«Они производят главное богатство общества и источник экономического развития — человеческий потенциал, который потом превращается в человеческий капитал», — объяснил депутат.Читайте также:
• Студенты смогут получить несколько квалификаций одновременно
• В 2022 году госэкзамены в вузах хотят провести с применением биометрии
• Минобрнауки предложило изменить правила приёма в вузы
Ещё один аргумент разработчиков проекта заключается в том, что услуга представляет собой исключительно деятельность исполнителя — например, парикмахера, повара, мойщика окон. А в образовании результат зависит от обеих сторон: как учителя, так и ученика. По словам Олега Смолина, законопроект соответствует современной экономической теории и восстанавливает справедливость.
«Он не добавит педагогам денег, но добавит уважения. К ним перестанут относиться как к обслуживающему персоналу», — заявил депутат.Эту тему стоит обсудить фракциям Госдумы VIII
созыва, учитывая то, что Президент поддержал позицию педагогического сообщества на заседании Госсовета, сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. «Образование — это конечно не просто услуга, а нечто значительно большее. Это умение передать из поколения в поколение знания, нравственные установки, духовные скрепы», — сказал сенатор.Учителя и
родители никогда не считали образование услугой. Но нужно успокоить общество и некоторых педагогов, которых не устраивают существующие законодательные формулировки, уверен начальник методического управления Фонда новых форм развития образования при Минпросвещения РФ, учитель истории, победитель конкурса «Учитель года-2004» Андрей Лукутин.«Хорошо, что на это обратили внимание, и что из законодательства хотят убрать это словосочетание. Но убрать его нужно таким образом, чтобы всё-таки учителям платили заработную плату, потому что за миссию зарплату не платят», — отметил эксперт в комментарии "Парламентской газете".При этом Лукутин подчеркнул, что несмотря на формулировки, основная задача учителя остаётся прежней — сделать так, чтобы ребенок в процессе учебы был счастлив, получал знания и воспитание.