О чём договариваться с талибами
Талибан в лицах
На днях талибы, которые сразу после ухода США взяли власть в Афганистане, объявили состав временного правительства. Надолго ли оно пришло? Эксперты склонны отвечать на этот вопрос утвердительно.Во главе его встал Мохаммад Хасан Ахунд — богослов, имеющий репутацию «духовного» лидера талибов. Но больший интерес вызвали кандидатуры его подручных. Прежде всего это вице-премьер Абдул Гани Барадар, один из создателей Талибана. «Это достаточно гибкий умеренный и при этом влиятельный политик» — такую характеристику даёт ему один из известных экспертов по Ближнему Востоку, политолог Семён Багдасаров.Именно с Барадаром давно переговариваются зарубежные «купцы». Среди них — и часть элит США, которые в своё время вытянули будущего вице-премьера из катарской тюрьмы, и Китай, которому именно Барадар пообещал нейтрализовать в Афганистане боевиков уйгурской террористической организации «Исламское движение Туркестана» (запрещена на территории РФ), и Пакистан, который рассчитывает с помощью талибов подавить влияние Индии в регионе, и Турция, не скрывающая претензии на лидерство в исламском мире.Следующая персона, требующая особого внимания, — глава минобороны Мохаммал Якуб, сын основателя Талибана Муллы Омара. Несмотря на молодость (ему чуть более 40 лет), это очень влиятельный среди талибов человек. Возможно, потому, что именно он занимался финансовыми делами движения и обеспечивал поступления в «бюджет» по 400 миллионов долларов ежегодно, снимая их с афганского наркотрафика. Он также считается умеренным политиком.
Талибы захватили власть в Афганистане. Что дальше?
А вот кого точно не стоит относить к умеренным — новоиспеченного главу МВД Сараджуддина Хаккани. «Это основатель так называемой сети Хаккани — наиболее радикальной части Талибана, которая сотрудничала с запрещённой в России Аль-Каидой, совершала теракты через смертников в столице Афганистана. Достаточно сказать, что его дядя командует отрядами талибов, которые действуют непосредственно в Кабуле», — пояснил Багдасаров.
Кто накормит Афганистан
Россия пока воздерживается от признания правительства талибов. Однако посольство РФ в Кабуле не закрывалось и продолжает работу. И, как считают эксперты по Ближнем Востоку и Средней Азии, нам надо, не теряя времени, выходить на переговоры с новой афганской властью. Например, Китай, ничего не стесняясь, ещё несколько лет назад взял под контроль крупнейшие афганские месторождения меди и серебра, поручив их охрану именно талибам.«Мало кто знает, что Афганистан очень богат природными ресурсами. Например, в провинции Газни находится богатейшее месторождение лития, который используется в электронной промышленности. Почему России не заняться вопросами нашего присутствия там?» — предлагает Семён Багдасаров.Ещё одно предложение от эксперта — России стоит срочно направить в Афганистан муку, рис, зелёный чай и самые элементарные лекарства. Это серьёзно укрепит авторитет России в стране, где, по поступающей информации, миллионы людей попросту голодают. Первый замглавы международного комитета Совета Федерации Владимир Джабаров считает, что эта проблема является ключевой для укрепления позиций талибов. «Если они смогут накормить свой народ, то ситуация станет для них благоприятной, если нет, то напряжённость внутри страны будет только расти», — считает Джабаров.
Каковы угрозы России несёт приход талибов к власти
Прежде всего это «дырявая» афгано-таджикская граница, через которую почти беспрепятственно идут десятки, если не сотни, тысяч тонн (!) наркотиков (причём главным сырьём становится уже не опиумный мак, а эфедра — кустарник из семейства хвойных, из которого производят мощный галлюциноген). А это грозит тем странам, в которые такие наркотики попадают (Россия — в их числе), десятками тысяч смертей ежегодно — причём преимущественно среди молодого населения.
Россия способна остановить агрессию талибов без ввода войск в Афганистан
Вторая угроза, на которую обратили внимание гости пресс-центра «Парламентской газеты», — Россию постараются втянуть в афганские разборки. Например, нашим военным надо будет реагировать на призывы о помощи из Таджикистана, где, по некоторым данным, находятся непримиримые противники талибов — бывший вице-президент Афганистана Салех и лидер сопротивления Талибану Ахмад Масуд.«Это в общем-то объяснимо — они этнические таджики. Но рано или поздно появятся силы, которые попробуют использовать их для политического противодействия талибам. А те, в свою очередь, могут предъявить ультиматум о выдаче их Кабулу», — пояснил Владимир Джабаров.Это, по его словам, создаст серьёзный очаг напряжённости, и «будет очень плохо», если таджикская территория станет полем для поставок военной помощи тем или иным силам в Афганистане. Так страна ввяжется в военное противостояние, от которого России как партнёру Таджикистана по ОДКБ будет непросто держаться в стороне. Но, как уверен Джабаров, нам нельзя ввязываться в военные действия на афганском направлении. Тем более, что именно этого ждут наши заклятые оппоненты на Западе.
Исламисты ловят кураж
Приход к власти талибов может воодушевить представителей радикального исламизма по всему миру. Как отметил доктор исторических наук, ведущий сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов, прежде всего это будет касаться стран Средней Азии (того же Таджикистана, где к исламистам многие относятся с симпатией). Кураж могут поймать и сочувствующие исламским радикалам в России.Читайте также:
• Талибы объявили состав временного правительства Афганистана
• Правительство Афганистана возглавит лидер «Талибана»
• В ООН призвали стран-соседей Афганистана не закрывать границы для беженцев
«Талибское» эхо можно аукнуться и в Европе, в которой исламизация год от года лишь набирает силу. В муниципалитетах Дании и Бельгии уже запрещают устанавливать рождественские ёлки (чтобы не оскорблять чувства «новых европейцев»-мусульман), в Великобритании на руинах христианских храмов возникают мечети и исламские центры, которых только в Лондоне за последние несколько лет открылось более четырёхсот. А во Франции отставные военные выступили с письмом президенту Макрону о том, что страна стоит на краю гражданской войны из-за разгула криминала.«Думаю, те, кто пытается манипулировать исламистскими движениями в своих целях, будут активно использовать победу талибов в Афганистане. Это прежде всего коллективный Запад и США. Но не только. Есть, скажем, Турция, которая также активна на афганском поле, как и ранее, скажем, в Сирии и Ливии. И интересы, которые Турция намерена отстаивать, далеко не всегда отвечают интересам России», — считает Борис Долгов.