Феотудэй

Google и Facebook должны платить налоги там, где богатеют — в России

Зарабатывают, а налоги не платят

В апреле на заседании научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации спикер палаты регионов Валентина Матвиенко заявила, что интернет-гиганты зарабатывают в нашей стране большие деньги, но при этом не платят налогов в наш бюджет. Они пользуются тем, что в РФ их представительства отсутствуют. Это в том числе даёт им конкурентные преимущества перед отечественными компаниями.По словам Матвиенко, проблема носит глобальный характер, поэтому на уровне международных организаций сегодня обсуждается вопрос о предоставлении прав на взимание налогов с цифровых компаний теми юрисдикциями, на рынках которых они работают, без их физического присутствия. Вместе с тем Матвиенко напомнила, что переломить ситуацию в России призваны поручения президента — в соответствии с ними готовятся поправки в законодательство, обязывающие иностранные технологические компании открывать свои представительства на территории РФ.Об одной из таких на полях ВЭФ-2021 с журналистами 2 сентября разоткровенничался замглавы Минцифры Максим Паршин. В частности, он сказал, что ОЭСР в настоящее время прорабатывает детальные механизмы и модели налогообложения иностранных IT-компаний. Об этом сообщает «Интерфакс». Как ожидается, подробное описание модели может быть опубликовано в ноябре. После того как глобальное регулирование будет внедрено, локальные цифровые налоги, введённые до этого в ряде стран, отменят.

Из блогеров хотят выбить налоги

Ранее, 31 августа, Telegram-канал Комитета Госдумы по информполитике сообщал, что цифровой налог для зарубежных компаний может принести в российский бюджет более 100 миллионов долларов. Аналитики PwC по заказу Минцифры рассчитали возможные сборы, исходя из оценки поступлений в бюджет от аналогичного цифрового налога во Франции. Там с 2019 года международные ИТ-компании обязаны платить 3% от выручки, полученной во Франции, если их общий оборот составляет не менее €750 млн, из которых не менее €25 млн приходится на территорию страны. В исследовании указано, что во Франции за год собрали $415 млн цифровых налогов (за какой именно год, не указано).

Это касается и «Яндекса»

Если IT-гиганты зарабатывают у нас деньги, то будет справедливо, если они и налоги будут платить в России, считает зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов. «Эти средства в значительной мере можно было бы направить на развитие российской IT-отрасли, в том числе на создание полезных сервисов, которыми мы могли бы пользоваться, — пояснил сенатор «Парламентской газете». — Это было бы оправдано и экономически, и, если хотите, морально«.По словам сенатора, сегодня Совфед участвует в работе «в этом направлении» вместе с Минцифры и профессиональным сообществом. Конкретный результат от совместной деятельности, уверен законодатель, — "дело очень ближайшего будущего«.«Ожидаем некоторой инициативы от Правительства. Если сейчас кабмин предпримет ряд конкретных шагов, то до конца осенней сессии, думаю, налог вполне может быть введён», — уточнил Долгов.При этом в Госдуме считают важным определить для начала, какова, в принципе, в структуре затрат зарубежных IT-гигантов налоговая составляющая.«Мы же поднимаем НДПИ производителям удобрений для сельского хозяйства, у которых этот налог в себестоимости занимает менее трёх процентов, тогда как у золотодобытчиков и других компаний он больше — 6–7 процентов. Значит, есть чёткое понимание, что можно добавить, причём это не отразится на конечной цене и эти IT-гиганты поделятся частью прибыли с государством, в котором они зарабатывают деньги. Это очень важный подход», — отметил в интервью «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов (ЛДПР).Если же крупные компании вознамерятся переложить дополнительные налоговые расходы на население, то с таким подходом депутат не согласен.Читайте также:

• Google и TikTok хотят не только «приземлить», но и «заземлить»

• Права интернет — пользователей предложили защищать в ООН

• В России хотят создать сервис для жалоб на содержимое соцсетей

«Поэтому всё зависит от того, насколько мы сможем проконтролировать стоимость конечного продукта и как это отразится на конечном потребителе. В случае если мы не можем этого сделать, регулировать эту цену, то вводить такой налог будет преждевременно», — убеждён законодатель.Есть и ещё один не очень приятный момент в этой истории, напоминает глава совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко. Если Россия подпишется под международным соглашением о введении налога для IT-гигантов, то нужно понимать, что не только Google будет платить налоги из прибыли, получаемой в России, но и крупные российские интернет-компании, в том числе «Яндекс», оставят часть выручки в странах, где продают рекламу. «Будут созданы равные условия, но при этом мы сильно не пострадаем, потому что огромных интересов в зарубежном рекламном рынке у нас нет», — пояснил «Парламентской газете» эксперт.

Деньги пойдут на развитие отрасли

Ранее председатель Комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн обратил внимание на то, что программа устранения цифрового неравенства (УЦН), которая сегодня реализуется в регионах, недофинансируется. «Потому что средства, которые поступают на неё, это неналоговые отчисления операторов связи в размере 1,2%, их недостаточно для того, чтобы охватить потребности», — уточнил депутат.Глава комитета предложил в этой связи поддержать инициативу распространения неналоговых отчислений в размере 1,2% на ИТ-компании, которые не создали до настоящего времени на территории РФ центров обработки данных (ЦОД).

Хинштейн предложил распространить неналоговое отчисление в 1,2% на IT-компании без дата-центров в России

«Мы видим цифры, анализируем их и понимаем, что объём трафика со стороны иностранных компаний, не установивших ЦОД в России, возрастает, и эти затраты ложатся на наших операторов связи. Иностранные ИТ-компании, не ставящие ЦОДы, экономят затраты, я сейчас даже не говорю о том, что налоговые и иные отчисления для российских ИТ-компаний оказываются гораздо выше за пределами России, нежели для иностранных за пределами их стран», — сообщил депутат.