Школьные медики могут войти в педсоветы
Рождение Оздравдета
Декрет Совнаркома 1921 года утвердил центром системы детского здравоохранения Отдел охраны здоровья детей и подростков Народного комиссариата здравоохранения (Оздравдет), имеющий подотделы в губерниях и уездах. Никаких параллельных органов в Народном комиссариате просвещения как в центре, так и на местах решили не образовывать.Во времена СССР всегда уделяли большое внимание медицинскому сопровождению образования. Причем школьные врачи не только оказывали необходимую оперативную помощь ребенку, но постоянно проводили и профилактические осмотры учеников, регулярно взвешивали и измеряли рост. Во многих образовательных организациях работали даже стоматологи. Всей деятельностью по проведению профилактических и лечебных мероприятий среди детей и подростков до 14 лет включительно руководила детская поликлиника (или школьно-дошкольное отделение в поликлинике для взрослых), в районном центре — районная больница, в деревне — сельская участковая, напоминает историю онлайн-версия «Большой медицинской энциклопедии». Ребятами 15–17 лет занимались врачи-терапевты подростковых кабинетов во взрослых поликлиниках.
Как изменится обучение в школах с сентября
В школах работали медпункты, врачи и медсестры которых числились в штатах детских поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов и при необходимости сразу направляли детей на консультации к специалистам или участковым врачам. Все школьники систематически (по графику) проходили медосмотр, включавший антропометрические измерения, флюорографию, проверку зрения, слуха, состояния зубов. После чего детей распределяли по группам для занятий физической культурой, а ребят с отклонениями здоровья направляли в специальные медицинские группы и группы корригирующей гимнастики.Важно, что учебно-трудовую нагрузку и режим занятий детей в школах разрабатывали и согласовывали при обязательном участии органов здравоохранения.
Невыгодно работать
Однако после распада СССР система была фактически разрушена. Медкабинеты остались далеко не во всех школах, число медработников в образовательных организациях из год в год сокращалось. К 2020-му, по данным официального сайта Минпросвещения, их оставалось всего 17 250 человек, а самих медкабинетов было 26 056. И это при том что в стране более 40 тысяч школ и около 17 миллионов школьников.«Почему медики стали из школ уходить? Основная причина — дефицит кадров: школьные медики советских времен ушли на пенсию, и замену им многие школы не нашли», — пояснила «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко.Согласно закону об основах охраны здоровья граждан, оказывать медицинскую помощь какая-либо организация может только при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности. Если школа решает открыть медкабинет, то должна либо такую лицензию получить, а это для образовательной организации очень непросто, либо полностью его оборудовать и передать в систему здравоохранения.«Например, были введены требования к лицензированию, которые включали в себя обязательное наличие в штате 0,1 ставки врача-педиатра, имеющего сертификат организатора здравоохранения. Как правило, такие сертификаты имели главврачи, заместители главврачей, заведующие отделениями. Очень много было школ старой постройки, кабинеты в которых не соответствовали современным требованиям к лицензированию», — отметила Татьяна Кусайко.Не было достаточной мотивации работать в школах и у самих врачей. «Так как с получением лицензии возникают проблемы, медкабинеты школ относятся к системе здравоохранения и работающие там медики входят в штат детских поликлиник. Однако в отличие от участковых педиатров у них нет надбавок за «участковость», — пояснила Татьяна Кусайко.Кроме того, численность учеников может не соответствовать ставке штатного расписания медика, поэтому ему приходится работать в нескольких школах.
Какие санитарные правила должны соблюдаться в школах
Для этого законодатели стараются прежде всего наладить взаимодействие медиков, педагогов и родителей таким образом, чтобы не допустить ухудшения здоровья учеников и избегать всевозможных ЧП, например, во время спортивных занятий.Исправить ситуацию, вернув медиков в школы, и призван закон о школьной медицине.
Важно знать о проблемах
В марте 2018 года в Госдуму внесли законопроект, призванный вывести школьную медицину на новый уровень и создать во всех образовательных организациях условия для охраны здоровья детей. В частности, предлагалось обязать родителей сообщать в школу о проблемах со здоровьем у ребенка, если из-за них ему нужны особые условия для обучения, питания и нагрузок, а к урокам физкультуры допускать учеников только при предъявлении медсправок.
«Таким образом, с одной стороны, будет закреплена обязанность государства заботиться о самочувствии детей в школах. С другой — педагоги больше не столкнутся с ситуацией, когда у ребенка случается, к примеру, приступ эпилепсии или бронхиальной астмы, а они к этому абсолютно не готовы и не знают, что делать в этой ситуации», — пояснил нашему изданию один из авторов документа, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.У этой позиции, по словам депутата, много сторонников — не случайно соавторами законопроекта стали более 100 депутатов и сенаторов. «Нет депутата, к которому не обращались бы граждане по поводу охраны здоровья детей в образовательных организациях, а проще говоря, на тему школьной медицины. Действующее законодательство не предусматривает, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, исполняются мероприятия по охране здоровья обучающихся. Это явная ошибка», — подчеркнула один из авторов законопроекта, член Комитета Госдумы по образованию и науке Алена Аршинова.
Любовь детей к гаджетам хотят направить в мирное русло
Одно из положений документа, законодательно предоставляющее педагогам право оказывать первую помощь, встревожило учительское сообщество. Так, некоторые эксперты указали на то, что, если внести такую норму в закон, оказание первой помощи станет не правом, а обязанностью педагогов. «Лично я с этим не согласен — из текста законопроекта этого не следовало», — заметил Морозов.Впрочем, парламентарии приняли решение изъять эту норму из законопроекта. Тем более что за три года, пока над документом шла работа, этот вопрос удалось урегулировать другим способом, уточнил депутат.
Медсестры-бакалавры
По планам программы Десятилетия детства в 2021 году должен быть разработан новый стандарт школьных медкабинетов и школьных аптечек. В соответствии с ним будут постепенно переоснащаться абсолютно все российские школы.Направить во все детские учреждения педиатров из поликлиник нереально, согласились эксперты: в России, по данным официального сайта Минпросвещения, около 100 тысяч школ и детсадов и лишь 49 тысяч детских врачей. Тогда вести прием в поликлиниках будет просто некому... Однако эту проблему решили другим способом.В августе прошлого года Минюст утвердил разработанный Минздравом профессиональный стандарт «бакалавр школьной медицины» — это медсестры, но с высшим образованием и целенаправленной подготовкой для школ. Теперь, заявила «Парламентской газете» зампредседателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко, нужно четко определить обязанности школьных медиков и установить продолжительность их рабочего дня.В обновленной редакции законопроект о школьной медицине Госдума приняла в первом чтении в апреле 2021 года. Уже в осеннюю сессию работа над ним может быть завершена, считает Дмитрий Морозов.Причин не затягивать с новыми правилами действительно более чем достаточно. Уже к первому классу 48 процентов детей находятся в пограничном психологическом состоянии — между нормой и отклонением, предупреждают эксперты. На 20 процентов за пять лет выросло число детских психических расстройств.И это не говоря о том, что в школьные годы дети обзаводятся букетом хронических болезней. Ещё в 2017 году Роспотребнадзор опубликовал данные о том, что здоровыми в России являются только 12 процентов детей. Больше половины школьников младших классов и 60 процентов старшеклассников имеют хронические недуги. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «НМИЦ здоровья детей», распространенность хронических заболеваний среди школьников за последние несколько десятилетий увеличилась в 1,5 раза. К концу обучения самыми «популярными» отклонениями у учеников признаны сердечно-сосудистые и костно-мышечные патологии, проблемы с нервной системой и зрением. Среди хронических заболеваний лидируют болезни желудочно-кишечного тракта.Отдельная история — ЧП на переменах и уроках физкультуры. По статистике ВОЗ, около 90 процентов травм, полученных детьми, — результат несчастных случаев, а не аварий или катастроф. Примерно каждое шестое такое ЧП происходит в стенах учебных заведений.Читайте также:
• Школьных психологов и психиатров научат работать вместе
• Путин поручил включить плавание в систему образования
В России всего фиксируется около 20 тысяч подобных происшествий в год, подавляющее большинство из которых обходится без летальных исходов. Но, к сожалению, далеко не в каждой школе в этот момент может дежурить врач.
Родители — учителя — врачи
Отсутствие эффективного взаимодействия между врачами, учителями и родителями порождает массу проблем, причем это очевидно уже не первый год, уверен Дмитрий Морозов. Когда папы и мамы не считают нужным сообщить в школу о проблемах со здоровьем у ребенка, учителя не могут создать ему специальные условия для учебы, занятий спортом, отдыха на переменах.При обсуждении законопроекта о школьной медицине, высказывалось предположение, что новые нормы могут привести к нарушению врачебной тайны. Но это не так, подчеркнул депутат. Информация о здоровье ребенка будет поступать в школу от родителей, а не из поликлиник. «И, разумеется, эта информация останется конфиденциальной, разглашать ее никто не будет», — уточнил Дмитрий Морозов.Ко второму чтению, рассказал законодатель, планируется подготовить поправки, которые повысят статус медработников в школах. Сейчас в законе об образовании они отнесены к категории «вспомогательный персонал». В том случае, если инициативу законодателей поддержат, медработники станут полноправными членами педсовета с правом подсказывать учителям и администрации школы, как организовать учебный процесс, питание, занятия спортом, не навредив при этом здоровью ребенка. И к ним придется прислушиваться.Пилотные проекты «Школьная медицина» в ряде регионов России проходят с 2016 года, в том числе в Ростовской, Смоленской, Тамбовской областях, Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком автономном округе."Эти проекты создавались для разных территорий: густо- и малонаселенных, в более и менее развитых экономических, южных и северных, — поясняла директор департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава Елена Байбарина. — Цель — посмотреть, какие варианты сохранения и улучшения здоровья школьников будут выработаны, и выбрать оптимальные решения«.К примеру, в Ростовской области в рамках проекта создали санитарно-гигиенические паспорта школ. На их основе у образовательных учреждений была возможность разработать «дорожную карту» по охране здоровья учеников и убрать негативные факторы, воздействующие на детей. Так, в одной из школ было выявлено, что проблемы со зрением у учащихся связаны с качеством освещения. После этого электрические приборы заменили.