Феотудэй

Молодых учёных хотят обеспечить жильём и предоставить им свободу творчества

— Остается ли актуальной сегодня тема нового закона о науке, который обсуждается долгие годы? Может ли он стать предметом для совместной работы с депутатами нового созыва?- Надо понимать, что сама постановка вопроса о новом законе о науке неизбежно требует решения ряда принципиальных вопросов, касающихся статуса учёного и исследовательской сферы.Ведь закон должен примирять, а не разделять людей, он должен быть в интересах большинства, отражать чаяния и настроения в обществе. И в этом смысле по целому ряду вопросов ещё предстоит найти консенсус. Я думаю, точечные изменения действующего закона, возможно, и нужны. А когда мы созреем принципиально, мы можем подойти к новому закону о науке. Когда это произойдёт — может быть, через год, полтора или два. Я бы пока не форсировал события.- Сегодня в России науку финансирует в основном государство. Почему, на ваш взгляд, бизнес не стремится активно вкладываться в исследования?- Я не совсем согласен с такой постановкой вопроса. Ведь надо понимать и интересы бизнеса. Он прагматичен и не готов платить просто за процесс, ему нужен результат, технологии, которые нужно тиражировать, конкретные решения и продукты, которые можно использовать для своих задач. А задача у бизнеса простая — получение прибыли.Поэтому здесь не только бизнес нужно обвинять. Считаю, что университетам тоже нужно делать шаги навстречу и выстраивать отношения с предпринимателями. А государство, в свою очередь, должно сделать всё, чтобы комфортно было вести диалог академическому сообществу и компаниям реального сектора.- Наш читатель интересуется, какими вы видите университеты через 20 лет? Будут ли они существовать или уступят место узкоспециализированным курсам, закончив которые человек сможет сразу работать по специальности?- Университеты точно будут существовать. Я вижу, что это будут университеты, где в основании будет очное образование. Когда ты находишься в коллективе, где особая атмосфера сотворчества, содружества, обмена мнениями. Это и есть ответ курсам в интернете. Невозможно получить качественное высшее образование, когда все сидят дома и слушают курсы. Необходимо общение с преподавателями в лаборатории, аудитории, нужны совместные творческие, исследовательские проекты. Университеты будущего — это цифровые университеты с большим количеством сервисов, с обратной связью для студентов, с возможностью выбирать свою траекторию, Эти вузы будут совершенно по-другому отвечать за своих студентов, отслеживать в течение всей жизни успех выпускника и помогать ему в сложных ситуациях, если он оказался на рынке труда.Убеждён, нельзя заставлять работодателей брать на работу выпускников. Во многих университетах, и вы все их знаете, выпускники уже сейчас успешно трудоустраиваются. Такое восприятие университета у работодателей, что их всех берут. Тем вузам, у кого сложности с трудоустройством студентов, нужно усиливать связь с работодателями, активнее их вовлекать в формирование программ, больше уделять внимание стажировкам, практикам, искать другие форматы взаимодействия с предприятиями. Это должна быть системная и целенаправленная работа. А государство со своей стороны прилагает максимум усилий. Уже сейчас мы с Минтрудом разрабатываем по поручению президента специальную программу по молодёжной занятости.Беседовал Александр КоренниковЗаписала Светлана Заверняева