Минтранс придумал правила для карпулинга
Чем выгодна система
Карпулинг, или райдшеринг, — это использование в поездке свободных мест в автомобиле. Пассажир и водитель находят друг друга в интернете, договариваются о месте встречи, маршруте и об оплате услуги. Эту систему используют как для ежедневных поездок по одному маршруту, так и при путешествиях в другие города. Водители экономят на бензине, а попутчики — на стоимости проезда. Такси, билет на поезд или самолет обходятся дороже. Например, отправиться из Москвы в Санкт-Петербург сегодня через BlaBlaCar можно по цене от 550 рублей. Если в этот же день покупать железнодорожный билет, то на обычный поезд он будет стоить от 2600 рублей, а на Сапсан — от 11 тысяч. Единственный минус карпулинга — отсутствие гарантий безопасности пассажиров и водителей. В январе 2019 года попутчик убил 29-летнюю девушку, которая решила подвезти его до Тулы. Убийцу приговорили к 25 годам тюрьмы. В Китае после того, как водитель изнасиловал и убил пассажирку, онлайн-сервис DiDi ввел ограничения. Теперь подбросить попутчика можно только на расстояние до 50 километров, а женщинам-пассажирам разрешили пользоваться карпулингом только с 5 утра до 6 вечера.
Карпулинг допустят к наличным
Оплата не может превышать расходы на бензин
В Минтрансе предлагают принять специальный закон о совместных поездках. Проект подготовили ещё в 2019 году. Авторы документа уверены: отсутствие законодательного регулирования этой сферы приводит к тому, что водители под видом карпулинга занимаются коммерческими перевозками. В первую очередь они хотят исключить незаконную предпринимательскую деятельность.Первую версию законопроекта не поддержали в Минэкономразвития, и Минтранс разработал новый вариант. В нём говорится, что за сутки водитель может совершить не более двух поездок с попутчиком, при этом оплата, даже если он везет нескольких пассажиров, не должна превышать затраты на бензин и проезд по платной дороге. Оплачивать услугу люди могут как картой, так и наличными деньгами. Первая версия документа предусматривала только безналичную оплату.Уже во второй раз инициативу рассмотрели на Совете при Президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. По словам члена Совета, секретаря Общественной палаты Лидии Михеевой, авторы переработали текст документа, но концептуальные замечания экспертов не учли. Прежде всего, не уточнили, зачем принимать специальный федеральный закон, регулирующий совместные поездки.Также эксперты обратили внимание на противоречие некоторых положений проекта. Например, в нём говорится о необходимости заключать между водителем и попутчиком договор безвозмездного пользования, но карпулинг предусматривает компенсацию за проезд. «Законопроект не учитывает разнообразных ситуаций, и обстоятельство, что есть автомобили, которые работают на двигателях внутреннего сгорания, или электромобили», — отметила Лидия Михеева. Эксперты считают, что модель расчетов оплаты поездки, предложенная Минтрансом, не может быть реализована на практике.
Главное — безопасность пассажира и водителя
В первую очередь нужно решить вопросы контроля за такими поездками и безопасности их участников, сказала Михеева в комментарии «Парламентской газете». "Не нужно контролировать цену, частоту и периодичность поездок, запрещать людям вернуться обратно с тем же водителем, с которым они приехали, — считает эксперт. — Все эти запреты бессмысленны, потому что их будут обходить«.По её словам, единственное, что требуется от Министерства транспорта — продумать систему, обеспечивающую безопасность людей и сохранение сведений, кто, когда и в какую машину сел. Читайте также:
• Работу BlaBlaCar законодательно отрегулируют
Того же мнения придерживается первый зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике Александр Варфоломеев. «Если законопроект повысит безопасность граждан и создаст удобные условия для пользователей карпулинга, то он заслуживает обсуждения», — сказал сенатор "Парламентской газете«.Координатор «Общества синих ведёрок» Пётр Шкуматов уверен, что законодательно регулировать систему вообще не нужно. «Карпулинг — это прекрасный социальный сервис, не предназначенный для зарабатывания денег. Это взаимопомощь водителей и пассажиров, — отметил эксперт. — Если людей начнут регулировать, они перестанут брать попутчиков». Шкуматов подчеркнул, что информация обо всех водителях и их пассажирах, а также о заключенных сделках есть на онлайн-сервисах. Также там ограничена максимальная стоимость услуг по перевозке.