Конфискованные хоромы предложили продавать с молотка
Элитная недвижимость — не для очередников
Сейчас по закону жилые помещения, переданные в собственность государства, например, выморочные или конфискованные, следует включать в фонд социального найма. То есть туда должны селить малоимущих. Взамен те должны лишь своевременно вносить плату за жилье и коммунальные услуги. При этом собственником квартир остаётся государство.В Минфине сочли, что роскошное жильё, обращённое в собственность казны, не должно находиться в фонде социального найма: бюджету держать такое имущество на балансе невыгодно, да и самим малоимущим не под силу содержать хоромы.Изменения предлагают внести в Гражданский кодекс, законы о приватизации жилищного фонда и о приватизации государственного и муниципального имущества. Центральная идея, как отметил в заключении Совет по кодификации, в том, что роскошные жилые помещения площадью от ста квадратных метров, обращённые в собственность государства, нужно передавать не в жилищный фонд социального использования, а выставлять на аукционы.«У граждан, ожидающих предоставления им жилья по найму, как правило, нет средств для содержания роскошного жилья. При этом в ближайшее время следует ожидать роста случаев конфискации роскошного жилья ввиду усиления контроля в сфере противодействия отмыванию преступных доходов», — говорится в пояснении к одному из законопроектов.Если законы примут, это поможет увеличить доходы федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда за счёт сумм, вырученных от продажи роскошного жилья, ранее отмечали в Минфине. С молотка пойдут хоромы, конфискованные и обращённые в собственность государства по решению суда. А также — поступившее в собственность регионов и муниципальных образований в результате совершения сделок и из-за признания их выморочным или безхозным имуществом.
Слова не для закона
Применять термин «роскошное» применительно к жилью в законодательстве неправильно, полагает член Совета, заведующий кафедрой гражданского права Уральского государственного юридического университета Бронислав Гонгало. «То, что хорошо в художественном произведении или в СМИ, в законе юридически неверно», — сказал он. Кроме того, сама аргументация некорректна с точки зрения социальной политики, уверен эксперт. «Конкретные критерии, по которым предлагается относить жилые помещения к роскошным — общая площадь и рыночная стоимость, — никак не связаны с затратами на их содержание и оценкой способности малоимущих их содержать», — сказал он.Законопроекты нужно доработать, считает также председатель Общественной палаты Лидия Михеева. По её словам, есть разные пути распоряжения квартирами, переданными в собственность государства. Тут главное — организовать контроль.«Если такое жильё будут продавать на аукционах, то тогда в этом законе должно быть чётко написано, что вырученные средства должны быть направлены на покупку другого социального жилья», — сказала Михеева. Если, условно говоря, речь идёт о площади в тысячу квадратов, было бы рационально продать такое жильё с аукциона, а на вырученные деньги приобрести несколько квартир меньшей площади, чтобы заселить очередников. «Но ничего этого в законопроекте не написано», — посетовала Михеева.
Роскошь пользуется спросом
Объём продаж элитного жилья в Москве в I квартале 2021 года достиг почти 50 миллиардов рублей, что стало историческим максимумом, сообщило РИА Новости со ссылкой на данные агентства элитной недвижимости Savills.Так, общий бюджет сделок, заключенных за три месяца в сегменте от 1 миллиона долларов, увеличился на 47 процентов по отношению к прошлому году.По итогам первого квартала 2021 года российская столица попала в первую десятку рейтинга крупнейших мировых рынков элитного жилья по темпам роста цен. Москва заняла восьмое место, следует из предоставленного «РБК-Недвижимости» индекса цен на элитную недвижимость The Knight Frank Prime Global Cities Index. Ещё выше позиция Санкт-Петербурга — город занял в рейтинге шестое место.Прирост средней стоимости элитного жилья относительно первого квартала 2020 года в Москве составил 12,4 процента, в Петербурге — 13,4 процента.
Как жилье уходит государству
Принудительно изъять жильё у собственника государство может, если квартира была получена от муниципалитета незаконно, например, по фиктивным документам или вследствие совершения преступления.Также право собственности на квартиру может перейти к государству после смерти владельца, если у него нет наследников и этот объект никем не востребован в течение шести месяцев. Жильё отбирают и при изъятии земельного участка, на котором находится строение, а также если дом признан аварийным и подлежит сносу или реконструкции. Квартиру можно забрать по решению суда и за долги, но только если это не единственное жилье.Также человек может сам передать свою недвижимость государству, если он решил деприватизировать квартиру. Но только если жилье было получено путем приватизации. Кроме того, состоятельные люди порой передают в собственность государству квартиры, представляющие историческую ценность, например, под музеи.